Положение о работе с одаренными детьми

«ПРИНЯТО»
Протокол педагогического совета
МОУ «Ломоносовская школа №3»
от 28.08.2018г. №1

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «Ломоносовская школа №3»
___________ Т.А. Акатнова
Приказ от 31.08.2018г. №293

ПОЛОЖЕНИЕ
о работе с одарёнными обучающимися
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными обучающимися ориентировано на
развитие
интеллектуальных, физических,
художественных,
творческих
и
коммуникативных способностей обучающихся МОУ «Ломоносовская школа №3».
1.2. Положение составлено в соответствии с:
- Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями);
- Уставом МОУ «Ломоносовская школа №3»
1.3. Целью работы с одаренными обучающимися является создание условий для
их оптимального развития.
Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень
развития каких – либо способностей ребенка в одном или нескольких видах
деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в
учреждении. Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими
интеллектуальными,
физическими,
художественными,
творческими,
коммуникативными способностями.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
«Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» Богоявленская Диана Борисовна «Рабочая концепция одаренности».
1.4.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение

типов одаренности обучающихся;
- составление индивидуальных маршрутов одаренных обучающихся;
- работа педагогов по индивидуальным маршрутам;
- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей
детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно – исследовательских навыков, творчества в урочной и
внеурочной деятельности;
- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- организация работы по психолого – педагогическому сопровождению семей;
- поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты.
1.5.
Работа с одаренными обучающимися проводится согласно индивидуальным
маршрутам и планам на текущий учебный год.
1.6.
Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
1.7.
Заместитель директора по учебно - воспитательной работе составляется
общее расписание индивидуальных занятий с одаренными обучающимися и
осуществляет общее руководство работой.
1.8.
Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и
секций осуществляют сопровождение одаренных обучающихся.
1.9.
В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные
способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально –
личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода.
2.


Принципы работы с одарёнными детьми
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения

учащихся – высший уровень).


Принцип опережающего обучения.



Принцип комфортности в любой деятельности.


Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации
способностей учащихся.


Возрастание роли внеурочной деятельности.



Принцип развивающего обучения.



Принцип добровольности.

3. Участниками реализации данного положения являются:
-администрация школы (директор, заместители)
-рабочая группа, создаваемая сроком на 1 год
-руководители школьных МО.
-учителя-предметники.

-классные руководители.
-руководители кружков и секций.
-психолог
-библиотекарь
-родители или законные представители учащихся
4. Формы проведения мониторинга реализации положения
Формы

Периодичность

Предметные олимпиады

1 раз в год

Общешкольная конференция достижений учащихся

1 раз в год

(День науки)
Предметные декады

По годовому плану

Творческие отчёты учителей из опыта работы с

По плану методической

одарёнными детьми

работы

Внутришкольный контроль

По годовому плану

Творческие отчёты кружков и спортивных секций

По годовому плану

Тематические конкурсы, выставки

По годовому плану

Проектная деятельность

По годовому плану

5.Основные направления работы
- Диагностика одарённости учащихся.
- Расширение и совершенствование деятельности психологической службы.
- Включение проблемы работы с одарёнными детьми как приоритетного направления
в системы научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей.
- Создание и организация работы научного общества учащихся.
- Помощь педагогам в работе с одарёнными детьми (проведение семинаров, тренингов
и т.д.)
- Работа с родителями (классные собрания, тренинги, индивидуальные консультации).
6.Организация и функциональное обеспечение данного положения Функции
директора:
-планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и
контроль его выполнения участниками образовательного процесса;

-создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и
учителей, работающих с одаренными учащимися.
Функции заместителя директора по учебно-воспитательной работе:
- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией
данного положения;
- оформление нормативной документации;
- разработка программ;
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми;
- организация и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
по общеобразовательным предметам;
- координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми;
- помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых
детей;
- сбор банка данных по одарённым детям;
- взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
Функции рабочей группы:
- сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической
литературы по данной проблеме;
- подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми;
- разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по
предметам; определение критериев эффективности работы;
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Функции руководителей ШМО:
- планирование и проведение школьных предметных декад и олимпиад;
- оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте школы, стенде
методической работы;
- руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными
детьми.
Функции учителей-предметников:
- выявление одарённых детей;
- корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми,
включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского
уровней;
- организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям

школьного, областного, регионального и международного уровней;
- отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления
на общешкольной ежегодной конференции;
- создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня
сложности;
- консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей
их детей;
- проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по
формированию портфолио;
- предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов в
портфолио;
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Функции классных руководителей:
- выявление детей с общей одарённостью;
- оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам
(областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений,
учителей-предметников, руководителей кружков, родителей;
- планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными
детьми своих способностей;
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Функции руководителей кружков и секций:
- организация творческих отчётов детей;
- предоставление необходимой информации классным руководителям;
- консультирование родителей;
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме).
Функции психолога:
- подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей;
- психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
- индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
- индивидуальные и групповые консультации для учащихся;
- работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
- работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа);
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

7. Основные положения
Организация учебного процесса
Организуя учебный процесс в условиях развития олимпиадного движения,
можно выделить два основных направления: конструирование учебного плана с
учетом необходимости развития интеллектуальной одаренности и использование
возможностей современного урока как основного механизма педагогического
наблюдения, выявления явной и потенциальной одаренности.
1. Конструирование учебного плана:
Современный учебный план предоставляет возможность исходить из условий
образовательной организации. Так, в 5-9 классах это реализуется за счет введения
курсов развивающей направленности: «Математика в задачах», «Основы правовой
культуры», «Разговорный английский», «Русская словесность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность»,
«Астрономическая картина мира». Указанные курсы позволяют не только усилить
базовые знания по предмету, но и реализовать межпредметные связи, включать
задания
олимпиадной
направленности,
развить
коммуникативную
и
исследовательскую компетенции.
Вторым шагом является организация профильного обучения. Это увеличение
количества часов на изучение профильных предметов, разработка элективных курсов:
«Человек в современном обществе», «Стилистика русского языка и культура речи»,
«Астрономическая картина мира», «Биохимия». Тематика и программно-методическое
сопровождение элективных курсов определяется исходя из интересов и потребностей
школьников и также во многом позволяют стимулировать обучающихся к участию в
олимпиадном движении.
2. Использование возможностей современного урока
Современный урок является одним из важнейших ресурсов определения
склонностей, способностей обучающихся, педагогического наблюдения. Также урок
имеет большой потенциал как механизм подготовки школьников к олимпиадному
движению. Рассмотрим основные направления:
- Включение в тематическое планирование тем, направленных на развитие
межпредметных навыков обучающихся.
- Использование электронных образовательных ресурсов.
- Включение индивидуальных разноуровневых заданий.
- Использование разнообразных форм урока.
-Использование современных образовательных технологий.
Организация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Под

внеурочной деятельностью понимается деятельность, организуемая во внеурочное
время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их
участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Во внеурочной
деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых
детей и педагогов.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не
механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать
недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми, это очень мощный
механизм формирования познавательной активности, метапредметных умений,
различных компетенций.
1.

Организация

Основные направления внеурочной деятельности:
кружков, клуба «Что, где, когда»
интеллектуальной

направленности. Данная форма наиболее удобна для школьников младшего и среднего
звена, так как позволяет мотивировать к исследовательской деятельности, развивает
интерес к предмету, формирует межпредметные связи.
2.
Индивидуальные консультации. Индивидуальные консультации являются на
данный момент самой эффективной формой организации подготовки олимпиадного
движения. График таких консультаций составляется с учетом особенностей
предметной направленности олимпиады, темпа работы участника и так далее.
3.Олимпиадное движение как средство развития одаренных детей
Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по
учебным предметам. Олимпиады готовят к жизни в современных условиях, в условиях
конкуренции. Умение выполнять олимпиадные задания всегда являлось показателем
одаренности ребенка.
В последние годы в России стало проводиться много различных олимпиад:
Всероссийские олимпиады школьников (в пять туров), олимпиады для абитуриентов
различных вузов, региональный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для
всех»,
международная игра-путешествие «Кенгуру» и другие. Олимпиадное
движение занимает достойное место в системе дополнительного образования детей, а
вместе с тем, и в региональной системе образования.
Сегодня по результатам участия в олимпиадах оценивают качество образования в
школе. В настоящее время на основании Закона РФ «Об образовании» победы
учащихся на олимпиадах являются достаточным основанием для зачисления в вузы
без экзаменов. Участие в олимпиадах, кружках и факультативах планируется
учитывать при отборе учащихся в профильные классы, что очень важно при
определении готовности школьника к профильному или углубленному изучению ряда
предметов.
Олимпиады в школе проводятся в два этапа. В течение учебного года проводится
первый этап
по классам : в 3-10 классах – очный этап. Это предметные и

метапредметные недели, где обучающиеся каждого класса (с 3 по 10 ) участвуют в
интеллектуальных марафонах «Что, где, когда». Классные руководители и учителяпредметники выделяют обучающихся, которые проявляют свои способности и
познавательную

мотивацию.

Учителя-предметники

начинают

свою

работу

с

одаренными детьми намного раньше, чем при традиционном подходе организации
олимпиад. Из этой группы обучающихся формируется команда на второй этап
школьной олимпиады ,который проводится также очно в сентябре-октябре. Жюри
определяет учащихся, занявших 1, 2 и 3 места на каждой параллели классов.
Учащиеся, занявшие призовые места, награждаются
школьной линейке.

грамотами и дипломами на

По итогам проведения второго этапа школьной олимпиады в 5-11 классах
формируется команда из учащихся, занявших 1-3 места в школьном этапе для участия
в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников .
Подготовка
учеников к олимпиадам всех уровней показала, что наилучший результат достигается
при подготовке к олимпиадам в разновозрастном учебном коллективе – студии. В
состав предметной студии входят учащиеся разных классов.
В первой четверти проходит школьный этап Всероссийской олимпиады
школьников, где принимают участие отличившиеся
обучающиеся в
интеллектуальных играх в прошлом учебном году.
Во второй четверти тренировочные занятия проводятся с учащимися 5-11 классов
–

которые вошли в сборную команду школы для участия в муниципальном этапе

Всероссийской олимпиады школьников.
После проведения муниципальной олимпиады (ноябрь -январь) для победителей
и призеров составляется индивидуальный образовательный маршрут для подготовки к
региональной олимпиаде.
К занятиям в студии в феврале -марте подключаются новые учащиеся по итогам
интеллектуальных игр и резерва – учащиеся 5-10 классов для подготовки к олимпиаде
будущего учебного года.
Интеллектуальный марафон призван способствовать:
- созданию среды, стимулирующей обучающихся повышать свой интеллектуальный
уровень, расширять кругозор, самостоятельно приобретать знания по различным
темам;
- созданию условий для развития и реализации интеллектуально-творческого
потенциала обучающихся лицея посредством творческой и интеллектуально-игровой
практики;
- формированию у обучающихся устойчивых навыков игрового взаимодействия,
умения работать со справочной и познавательной литературой;
- созданию банка интеллектуально-игровых программ для обучающихся школы,
информационно-методического обеспечения педагогов, классных руководителей
работающих в области интеллектуального развития детей.

Целью Интеллектуального марафона является популяризация форм
молодёжного интеллектуального досуга, повышения престижа образования,
выявления и поощрения интеллектуально одаренной молодежи.
Основные задачи:
-

удовлетворение

индивидуальных

образовательных

потребностей

обучающихся;
- расширение знаний и развитие у обучающихся интереса к интеллектуальной
деятельности.
Интеллектуальный марафон проводится по всем предметам учебного плана и
направлениям социально-воспитательной деятельности школы в форме предметных
метапредметных декад.
В Интеллектуальном марафоне принимают участие команды учащихся 1-10
классов.
Численный состав команды – до 10 человек: 8 основных игроков и 2 запасных.
Команду возглавляет капитан, который является ее официальным представителем во
время игры. Персональный состав команды может изменяться в течение всей игры.
Организационно-методическое обеспечение
Интеллектуального марафона
Для организационно-методического обеспечения проведения Игры создается
оргкомитет.
Состав оргкомитета формируется из представителей администрации, учителейпредметников и утверждается директором школы.
Оргкомитетом Игры формируются предметные методические комиссии и жюри.
В состав жюри могут входить члены предметных методических комиссий,
преподаватели, учителя, учащиеся, родители.
Функции оргкомитета, предметных методических комиссий, жюри.
Оргкомитет Игры:
- разрабатывает и утверждает правила ведения интеллектуальных игр и следит за его
соблюдением;
- формирует предметные методические комиссии и жюри;
- осуществляет общее руководство подготовкой и проведением игры;
- утверждает результаты Игр, определяет победителей;
- принимает решения в спорных и конфликтных ситуациях;
- составляет отчет о проведении Игры.
Решения Оргкомитета являются окончательными.
Предметные методические комиссии:
- разрабатывают задания и критерии их выполнения;
- вносят предложения в оргкомитет по вопросам совершенствования организации,
проведения и научно-методического обеспечения Игры.

Жюри:
- обеспечивают соблюдение правил проведения интеллектуальных игр;
- оценивают результаты выступления команд в соответствии с правилами;
- определяют победителей и призеров Игр на каждой параллели классов;
Подведение итогов Игр.
Победители и призеры Игр определяются по наибольшей сумме баллов,
набранной за все игры.
Команды-победители Игр награждаются дипломами школы с присвоением
звания «Команда-класс года».
Командам, принявшим участие в Играх, выдаются свидетельства участников.
Логическим продолжением работы разновозрастной студии является летняя
предметная школа, занятия в которой проводятся в течение двух недель в июне.
1. Общие положения.
1.1.
Летняя многопредметная школа – форма дополнительного образования
детей, направленная на подготовку лицеистов к участию в предметных олимпиадах.
1.2.
Занятия в летней многопредметной школе способствуют развитию
интеллекта обучающихся, приобретению навыков решения нестандартных и
нетрадиционных задач.
2. Цели и задачи.
2.1.
Летняя многопредметная школа преследует следующие цели:


развитие способностей обучающихся;

 самопроверка обучающимися своих наклонностей и готовности к участию в
олимпиадах всех уровней;
 самоутверждение обучающихся благодаря достижению высоких
результатов;

2.2.




самореализация личностного потенциала обучающихся.
Основными задачами летней многопредметной школы являются:
подготовка обучающихся к олимпиадам всех уровней;
уточнение банка данных интеллектуально одаренных детей;
перспективная подготовка резерва детей к участию в олимпиадах;

 психологическая подготовка детей, воспитание личностных качеств, необходимых для
участия в олимпиадах;

апробация педагогических технологий развития и поддержки
одаренности лицеистов.
3. Организация летней многопредметной школы.
3.1.
Летняя многопредметная школа – это творческий педагогический и
управленческий процесс подготовки методического и психологического обеспечения
участия лицеистов в олимпиадах всех уровней.
3.2.
Организация летней многопредметной школы осуществляется
заместителем директора по научно-исследовательской работе и руководителями

предметных МО.
3.3.
Занятия
руководителями МО.
3.4.

проводятся

в

июне

по

расписанию,

составленному

Контроль за выполнением программы летней школы возлагается на

заместителя директора по НИР.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».