«ПРИНЯТО»
Протокол педагогического совета
МОУ «Ломоносовская школа №3»
от 28.08.2018г. №1
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «Ломоносовская школа №3»
___________ Т.А. Акатнова
Приказ от 31.08.2018г. №293
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе с одарёнными обучающимися
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными обучающимися ориентировано на
развитие
интеллектуальных, физических,
художественных,
творческих
и
коммуникативных способностей обучающихся МОУ «Ломоносовская школа №3».
1.2. Положение составлено в соответствии с:
- Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями);
- Уставом МОУ «Ломоносовская школа №3»
1.3. Целью работы с одаренными обучающимися является создание условий для
их оптимального развития.
Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень
развития каких – либо способностей ребенка в одном или нескольких видах
деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в
учреждении. Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими
интеллектуальными,
физическими,
художественными,
творческими,
коммуникативными способностями.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
«Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» Богоявленская Диана Борисовна «Рабочая концепция одаренности».
1.4.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение
типов одаренности обучающихся;
- составление индивидуальных маршрутов одаренных обучающихся;
- работа педагогов по индивидуальным маршрутам;
- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей
детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно – исследовательских навыков, творчества в урочной и
внеурочной деятельности;
- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- организация работы по психолого – педагогическому сопровождению семей;
- поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты.
1.5.
Работа с одаренными обучающимися проводится согласно индивидуальным
маршрутам и планам на текущий учебный год.
1.6.
Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
1.7.
Заместитель директора по учебно - воспитательной работе составляется
общее расписание индивидуальных занятий с одаренными обучающимися и
осуществляет общее руководство работой.
1.8.
Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и
секций осуществляют сопровождение одаренных обучающихся.
1.9.
В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные
способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально –
личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода.
2.
Принципы работы с одарёнными детьми
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения
учащихся – высший уровень).
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации
способностей учащихся.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип добровольности.
3. Участниками реализации данного положения являются:
-администрация школы (директор, заместители)
-рабочая группа, создаваемая сроком на 1 год
-руководители школьных МО.
-учителя-предметники.
-классные руководители.
-руководители кружков и секций.
-психолог
-библиотекарь
-родители или законные представители учащихся
4. Формы проведения мониторинга реализации положения
Формы
Периодичность
Предметные олимпиады
1 раз в год
Общешкольная конференция достижений учащихся
1 раз в год
(День науки)
Предметные декады
По годовому плану
Творческие отчёты учителей из опыта работы с
По плану методической
одарёнными детьми
работы
Внутришкольный контроль
По годовому плану
Творческие отчёты кружков и спортивных секций
По годовому плану
Тематические конкурсы, выставки
По годовому плану
Проектная деятельность
По годовому плану
5.Основные направления работы
- Диагностика одарённости учащихся.
- Расширение и совершенствование деятельности психологической службы.
- Включение проблемы работы с одарёнными детьми как приоритетного направления
в системы научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей.
- Создание и организация работы научного общества учащихся.
- Помощь педагогам в работе с одарёнными детьми (проведение семинаров, тренингов
и т.д.)
- Работа с родителями (классные собрания, тренинги, индивидуальные консультации).
6.Организация и функциональное обеспечение данного положения Функции
директора:
-планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и
контроль его выполнения участниками образовательного процесса;
-создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и
учителей, работающих с одаренными учащимися.
Функции заместителя директора по учебно-воспитательной работе:
- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией
данного положения;
- оформление нормативной документации;
- разработка программ;
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми;
- организация и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
по общеобразовательным предметам;
- координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми;
- помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых
детей;
- сбор банка данных по одарённым детям;
- взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
Функции рабочей группы:
- сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической
литературы по данной проблеме;
- подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми;
- разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по
предметам; определение критериев эффективности работы;
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Функции руководителей ШМО:
- планирование и проведение школьных предметных декад и олимпиад;
- оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте школы, стенде
методической работы;
- руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными
детьми.
Функции учителей-предметников:
- выявление одарённых детей;
- корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми,
включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского
уровней;
- организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям
школьного, областного, регионального и международного уровней;
- отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления
на общешкольной ежегодной конференции;
- создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня
сложности;
- консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей
их детей;
- проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по
формированию портфолио;
- предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов в
портфолио;
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Функции классных руководителей:
- выявление детей с общей одарённостью;
- оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам
(областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений,
учителей-предметников, руководителей кружков, родителей;
- планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными
детьми своих способностей;
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Функции руководителей кружков и секций:
- организация творческих отчётов детей;
- предоставление необходимой информации классным руководителям;
- консультирование родителей;
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме).
Функции психолога:
- подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей;
- психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
- индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
- индивидуальные и групповые консультации для учащихся;
- работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
- работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа);
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
7. Основные положения
Организация учебного процесса
Организуя учебный процесс в условиях развития олимпиадного движения,
можно выделить два основных направления: конструирование учебного плана с
учетом необходимости развития интеллектуальной одаренности и использование
возможностей современного урока как основного механизма педагогического
наблюдения, выявления явной и потенциальной одаренности.
1. Конструирование учебного плана:
Современный учебный план предоставляет возможность исходить из условий
образовательной организации. Так, в 5-9 классах это реализуется за счет введения
курсов развивающей направленности: «Математика в задачах», «Основы правовой
культуры», «Разговорный английский», «Русская словесность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность»,
«Астрономическая картина мира». Указанные курсы позволяют не только усилить
базовые знания по предмету, но и реализовать межпредметные связи, включать
задания
олимпиадной
направленности,
развить
коммуникативную
и
исследовательскую компетенции.
Вторым шагом является организация профильного обучения. Это увеличение
количества часов на изучение профильных предметов, разработка элективных курсов:
«Человек в современном обществе», «Стилистика русского языка и культура речи»,
«Астрономическая картина мира», «Биохимия». Тематика и программно-методическое
сопровождение элективных курсов определяется исходя из интересов и потребностей
школьников и также во многом позволяют стимулировать обучающихся к участию в
олимпиадном движении.
2. Использование возможностей современного урока
Современный урок является одним из важнейших ресурсов определения
склонностей, способностей обучающихся, педагогического наблюдения. Также урок
имеет большой потенциал как механизм подготовки школьников к олимпиадному
движению. Рассмотрим основные направления:
- Включение в тематическое планирование тем, направленных на развитие
межпредметных навыков обучающихся.
- Использование электронных образовательных ресурсов.
- Включение индивидуальных разноуровневых заданий.
- Использование разнообразных форм урока.
-Использование современных образовательных технологий.
Организация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Под
внеурочной деятельностью понимается деятельность, организуемая во внеурочное
время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их
участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Во внеурочной
деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых
детей и педагогов.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не
механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать
недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми, это очень мощный
механизм формирования познавательной активности, метапредметных умений,
различных компетенций.
1.
Организация
Основные направления внеурочной деятельности:
кружков, клуба «Что, где, когда»
интеллектуальной
направленности. Данная форма наиболее удобна для школьников младшего и среднего
звена, так как позволяет мотивировать к исследовательской деятельности, развивает
интерес к предмету, формирует межпредметные связи.
2.
Индивидуальные консультации. Индивидуальные консультации являются на
данный момент самой эффективной формой организации подготовки олимпиадного
движения. График таких консультаций составляется с учетом особенностей
предметной направленности олимпиады, темпа работы участника и так далее.
3.Олимпиадное движение как средство развития одаренных детей
Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по
учебным предметам. Олимпиады готовят к жизни в современных условиях, в условиях
конкуренции. Умение выполнять олимпиадные задания всегда являлось показателем
одаренности ребенка.
В последние годы в России стало проводиться много различных олимпиад:
Всероссийские олимпиады школьников (в пять туров), олимпиады для абитуриентов
различных вузов, региональный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для
всех»,
международная игра-путешествие «Кенгуру» и другие. Олимпиадное
движение занимает достойное место в системе дополнительного образования детей, а
вместе с тем, и в региональной системе образования.
Сегодня по результатам участия в олимпиадах оценивают качество образования в
школе. В настоящее время на основании Закона РФ «Об образовании» победы
учащихся на олимпиадах являются достаточным основанием для зачисления в вузы
без экзаменов. Участие в олимпиадах, кружках и факультативах планируется
учитывать при отборе учащихся в профильные классы, что очень важно при
определении готовности школьника к профильному или углубленному изучению ряда
предметов.
Олимпиады в школе проводятся в два этапа. В течение учебного года проводится
первый этап
по классам : в 3-10 классах – очный этап. Это предметные и
метапредметные недели, где обучающиеся каждого класса (с 3 по 10 ) участвуют в
интеллектуальных марафонах «Что, где, когда». Классные руководители и учителяпредметники выделяют обучающихся, которые проявляют свои способности и
познавательную
мотивацию.
Учителя-предметники
начинают
свою
работу
с
одаренными детьми намного раньше, чем при традиционном подходе организации
олимпиад. Из этой группы обучающихся формируется команда на второй этап
школьной олимпиады ,который проводится также очно в сентябре-октябре. Жюри
определяет учащихся, занявших 1, 2 и 3 места на каждой параллели классов.
Учащиеся, занявшие призовые места, награждаются
школьной линейке.
грамотами и дипломами на
По итогам проведения второго этапа школьной олимпиады в 5-11 классах
формируется команда из учащихся, занявших 1-3 места в школьном этапе для участия
в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников .
Подготовка
учеников к олимпиадам всех уровней показала, что наилучший результат достигается
при подготовке к олимпиадам в разновозрастном учебном коллективе – студии. В
состав предметной студии входят учащиеся разных классов.
В первой четверти проходит школьный этап Всероссийской олимпиады
школьников, где принимают участие отличившиеся
обучающиеся в
интеллектуальных играх в прошлом учебном году.
Во второй четверти тренировочные занятия проводятся с учащимися 5-11 классов
–
которые вошли в сборную команду школы для участия в муниципальном этапе
Всероссийской олимпиады школьников.
После проведения муниципальной олимпиады (ноябрь -январь) для победителей
и призеров составляется индивидуальный образовательный маршрут для подготовки к
региональной олимпиаде.
К занятиям в студии в феврале -марте подключаются новые учащиеся по итогам
интеллектуальных игр и резерва – учащиеся 5-10 классов для подготовки к олимпиаде
будущего учебного года.
Интеллектуальный марафон призван способствовать:
- созданию среды, стимулирующей обучающихся повышать свой интеллектуальный
уровень, расширять кругозор, самостоятельно приобретать знания по различным
темам;
- созданию условий для развития и реализации интеллектуально-творческого
потенциала обучающихся лицея посредством творческой и интеллектуально-игровой
практики;
- формированию у обучающихся устойчивых навыков игрового взаимодействия,
умения работать со справочной и познавательной литературой;
- созданию банка интеллектуально-игровых программ для обучающихся школы,
информационно-методического обеспечения педагогов, классных руководителей
работающих в области интеллектуального развития детей.
Целью Интеллектуального марафона является популяризация форм
молодёжного интеллектуального досуга, повышения престижа образования,
выявления и поощрения интеллектуально одаренной молодежи.
Основные задачи:
-
удовлетворение
индивидуальных
образовательных
потребностей
обучающихся;
- расширение знаний и развитие у обучающихся интереса к интеллектуальной
деятельности.
Интеллектуальный марафон проводится по всем предметам учебного плана и
направлениям социально-воспитательной деятельности школы в форме предметных
метапредметных декад.
В Интеллектуальном марафоне принимают участие команды учащихся 1-10
классов.
Численный состав команды – до 10 человек: 8 основных игроков и 2 запасных.
Команду возглавляет капитан, который является ее официальным представителем во
время игры. Персональный состав команды может изменяться в течение всей игры.
Организационно-методическое обеспечение
Интеллектуального марафона
Для организационно-методического обеспечения проведения Игры создается
оргкомитет.
Состав оргкомитета формируется из представителей администрации, учителейпредметников и утверждается директором школы.
Оргкомитетом Игры формируются предметные методические комиссии и жюри.
В состав жюри могут входить члены предметных методических комиссий,
преподаватели, учителя, учащиеся, родители.
Функции оргкомитета, предметных методических комиссий, жюри.
Оргкомитет Игры:
- разрабатывает и утверждает правила ведения интеллектуальных игр и следит за его
соблюдением;
- формирует предметные методические комиссии и жюри;
- осуществляет общее руководство подготовкой и проведением игры;
- утверждает результаты Игр, определяет победителей;
- принимает решения в спорных и конфликтных ситуациях;
- составляет отчет о проведении Игры.
Решения Оргкомитета являются окончательными.
Предметные методические комиссии:
- разрабатывают задания и критерии их выполнения;
- вносят предложения в оргкомитет по вопросам совершенствования организации,
проведения и научно-методического обеспечения Игры.
Жюри:
- обеспечивают соблюдение правил проведения интеллектуальных игр;
- оценивают результаты выступления команд в соответствии с правилами;
- определяют победителей и призеров Игр на каждой параллели классов;
Подведение итогов Игр.
Победители и призеры Игр определяются по наибольшей сумме баллов,
набранной за все игры.
Команды-победители Игр награждаются дипломами школы с присвоением
звания «Команда-класс года».
Командам, принявшим участие в Играх, выдаются свидетельства участников.
Логическим продолжением работы разновозрастной студии является летняя
предметная школа, занятия в которой проводятся в течение двух недель в июне.
1. Общие положения.
1.1.
Летняя многопредметная школа – форма дополнительного образования
детей, направленная на подготовку лицеистов к участию в предметных олимпиадах.
1.2.
Занятия в летней многопредметной школе способствуют развитию
интеллекта обучающихся, приобретению навыков решения нестандартных и
нетрадиционных задач.
2. Цели и задачи.
2.1.
Летняя многопредметная школа преследует следующие цели:
развитие способностей обучающихся;
самопроверка обучающимися своих наклонностей и готовности к участию в
олимпиадах всех уровней;
самоутверждение обучающихся благодаря достижению высоких
результатов;
2.2.
самореализация личностного потенциала обучающихся.
Основными задачами летней многопредметной школы являются:
подготовка обучающихся к олимпиадам всех уровней;
уточнение банка данных интеллектуально одаренных детей;
перспективная подготовка резерва детей к участию в олимпиадах;
психологическая подготовка детей, воспитание личностных качеств, необходимых для
участия в олимпиадах;
апробация педагогических технологий развития и поддержки
одаренности лицеистов.
3. Организация летней многопредметной школы.
3.1.
Летняя многопредметная школа – это творческий педагогический и
управленческий процесс подготовки методического и психологического обеспечения
участия лицеистов в олимпиадах всех уровней.
3.2.
Организация летней многопредметной школы осуществляется
заместителем директора по научно-исследовательской работе и руководителями
предметных МО.
3.3.
Занятия
руководителями МО.
3.4.
проводятся
в
июне
по
расписанию,
составленному
Контроль за выполнением программы летней школы возлагается на
заместителя директора по НИР.