«ПРИНЯТО» Протокол педагогического совета МОУ «Ломоносовская школа №3» от 28.08.2018г. №1 «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Ломоносовская школа №3» ___________ Т.А. Акатнова Приказ от 31.08.2018г. №293 ПОЛОЖЕНИЕ о работе с одарёнными обучающимися 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными обучающимися ориентировано на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся МОУ «Ломоносовская школа №3». 1.2. Положение составлено в соответствии с: - Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями); - Уставом МОУ «Ломоносовская школа №3» 1.3. Целью работы с одаренными обучающимися является создание условий для их оптимального развития. Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких – либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в учреждении. Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» Богоявленская Диана Борисовна «Рабочая концепция одаренности». 1.4. Для достижения цели ставятся следующие задачи: - выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности обучающихся; - составление индивидуальных маршрутов одаренных обучающихся; - работа педагогов по индивидуальным маршрутам; - использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; - отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно – исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; - организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности; - организация работы по психолого – педагогическому сопровождению семей; - поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты. 1.5. Работа с одаренными обучающимися проводится согласно индивидуальным маршрутам и планам на текущий учебный год. 1.6. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах. 1.7. Заместитель директора по учебно - воспитательной работе составляется общее расписание индивидуальных занятий с одаренными обучающимися и осуществляет общее руководство работой. 1.8. Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и секций осуществляют сопровождение одаренных обучающихся. 1.9. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально – личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода. 2. Принципы работы с одарёнными детьми Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень). Принцип опережающего обучения. Принцип комфортности в любой деятельности. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся. Возрастание роли внеурочной деятельности. Принцип развивающего обучения. Принцип добровольности. 3. Участниками реализации данного положения являются: -администрация школы (директор, заместители) -рабочая группа, создаваемая сроком на 1 год -руководители школьных МО. -учителя-предметники. -классные руководители. -руководители кружков и секций. -психолог -библиотекарь -родители или законные представители учащихся 4. Формы проведения мониторинга реализации положения Формы Периодичность Предметные олимпиады 1 раз в год Общешкольная конференция достижений учащихся 1 раз в год (День науки) Предметные декады По годовому плану Творческие отчёты учителей из опыта работы с По плану методической одарёнными детьми работы Внутришкольный контроль По годовому плану Творческие отчёты кружков и спортивных секций По годовому плану Тематические конкурсы, выставки По годовому плану Проектная деятельность По годовому плану 5.Основные направления работы - Диагностика одарённости учащихся. - Расширение и совершенствование деятельности психологической службы. - Включение проблемы работы с одарёнными детьми как приоритетного направления в системы научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей. - Создание и организация работы научного общества учащихся. - Помощь педагогам в работе с одарёнными детьми (проведение семинаров, тренингов и т.д.) - Работа с родителями (классные собрания, тренинги, индивидуальные консультации). 6.Организация и функциональное обеспечение данного положения Функции директора: -планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса; -создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и учителей, работающих с одаренными учащимися. Функции заместителя директора по учебно-воспитательной работе: - регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения; - оформление нормативной документации; - разработка программ; - подготовка отчетов о работе с одаренными детьми; - организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми; - организация и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам; - координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми; - помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей; - сбор банка данных по одарённым детям; - взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования. Функции рабочей группы: - сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме; - подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми; - разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам; определение критериев эффективности работы; - подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. Функции руководителей ШМО: - планирование и проведение школьных предметных декад и олимпиад; - оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте школы, стенде методической работы; - руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми. Функции учителей-предметников: - выявление одарённых детей; - корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней; - организация индивидуальной работы с одарёнными детьми; - подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, областного, регионального и международного уровней; - отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции; - создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности; - консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей; - проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; - предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов в портфолио; - подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. Функции классных руководителей: - выявление детей с общей одарённостью; - оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей; - планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми своих способностей; - подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. Функции руководителей кружков и секций: - организация творческих отчётов детей; - предоставление необходимой информации классным руководителям; - консультирование родителей; - подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме). Функции психолога: - подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей; - психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная); - индивидуальные и групповые занятия с учащимися; - индивидуальные и групповые консультации для учащихся; - работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации); - работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа); - подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. 7. Основные положения Организация учебного процесса Организуя учебный процесс в условиях развития олимпиадного движения, можно выделить два основных направления: конструирование учебного плана с учетом необходимости развития интеллектуальной одаренности и использование возможностей современного урока как основного механизма педагогического наблюдения, выявления явной и потенциальной одаренности. 1. Конструирование учебного плана: Современный учебный план предоставляет возможность исходить из условий образовательной организации. Так, в 5-9 классах это реализуется за счет введения курсов развивающей направленности: «Математика в задачах», «Основы правовой культуры», «Разговорный английский», «Русская словесность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность», «Астрономическая картина мира». Указанные курсы позволяют не только усилить базовые знания по предмету, но и реализовать межпредметные связи, включать задания олимпиадной направленности, развить коммуникативную и исследовательскую компетенции. Вторым шагом является организация профильного обучения. Это увеличение количества часов на изучение профильных предметов, разработка элективных курсов: «Человек в современном обществе», «Стилистика русского языка и культура речи», «Астрономическая картина мира», «Биохимия». Тематика и программно-методическое сопровождение элективных курсов определяется исходя из интересов и потребностей школьников и также во многом позволяют стимулировать обучающихся к участию в олимпиадном движении. 2. Использование возможностей современного урока Современный урок является одним из важнейших ресурсов определения склонностей, способностей обучающихся, педагогического наблюдения. Также урок имеет большой потенциал как механизм подготовки школьников к олимпиадному движению. Рассмотрим основные направления: - Включение в тематическое планирование тем, направленных на развитие межпредметных навыков обучающихся. - Использование электронных образовательных ресурсов. - Включение индивидуальных разноуровневых заданий. - Использование разнообразных форм урока. -Использование современных образовательных технологий. Организация внеурочной деятельности Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Под внеурочной деятельностью понимается деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми, это очень мощный механизм формирования познавательной активности, метапредметных умений, различных компетенций. 1. Организация Основные направления внеурочной деятельности: кружков, клуба «Что, где, когда» интеллектуальной направленности. Данная форма наиболее удобна для школьников младшего и среднего звена, так как позволяет мотивировать к исследовательской деятельности, развивает интерес к предмету, формирует межпредметные связи. 2. Индивидуальные консультации. Индивидуальные консультации являются на данный момент самой эффективной формой организации подготовки олимпиадного движения. График таких консультаций составляется с учетом особенностей предметной направленности олимпиады, темпа работы участника и так далее. 3.Олимпиадное движение как средство развития одаренных детей Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам. Олимпиады готовят к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Умение выполнять олимпиадные задания всегда являлось показателем одаренности ребенка. В последние годы в России стало проводиться много различных олимпиад: Всероссийские олимпиады школьников (в пять туров), олимпиады для абитуриентов различных вузов, региональный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», международная игра-путешествие «Кенгуру» и другие. Олимпиадное движение занимает достойное место в системе дополнительного образования детей, а вместе с тем, и в региональной системе образования. Сегодня по результатам участия в олимпиадах оценивают качество образования в школе. В настоящее время на основании Закона РФ «Об образовании» победы учащихся на олимпиадах являются достаточным основанием для зачисления в вузы без экзаменов. Участие в олимпиадах, кружках и факультативах планируется учитывать при отборе учащихся в профильные классы, что очень важно при определении готовности школьника к профильному или углубленному изучению ряда предметов. Олимпиады в школе проводятся в два этапа. В течение учебного года проводится первый этап по классам : в 3-10 классах – очный этап. Это предметные и метапредметные недели, где обучающиеся каждого класса (с 3 по 10 ) участвуют в интеллектуальных марафонах «Что, где, когда». Классные руководители и учителяпредметники выделяют обучающихся, которые проявляют свои способности и познавательную мотивацию. Учителя-предметники начинают свою работу с одаренными детьми намного раньше, чем при традиционном подходе организации олимпиад. Из этой группы обучающихся формируется команда на второй этап школьной олимпиады ,который проводится также очно в сентябре-октябре. Жюри определяет учащихся, занявших 1, 2 и 3 места на каждой параллели классов. Учащиеся, занявшие призовые места, награждаются школьной линейке. грамотами и дипломами на По итогам проведения второго этапа школьной олимпиады в 5-11 классах формируется команда из учащихся, занявших 1-3 места в школьном этапе для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников . Подготовка учеников к олимпиадам всех уровней показала, что наилучший результат достигается при подготовке к олимпиадам в разновозрастном учебном коллективе – студии. В состав предметной студии входят учащиеся разных классов. В первой четверти проходит школьный этап Всероссийской олимпиады школьников, где принимают участие отличившиеся обучающиеся в интеллектуальных играх в прошлом учебном году. Во второй четверти тренировочные занятия проводятся с учащимися 5-11 классов – которые вошли в сборную команду школы для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. После проведения муниципальной олимпиады (ноябрь -январь) для победителей и призеров составляется индивидуальный образовательный маршрут для подготовки к региональной олимпиаде. К занятиям в студии в феврале -марте подключаются новые учащиеся по итогам интеллектуальных игр и резерва – учащиеся 5-10 классов для подготовки к олимпиаде будущего учебного года. Интеллектуальный марафон призван способствовать: - созданию среды, стимулирующей обучающихся повышать свой интеллектуальный уровень, расширять кругозор, самостоятельно приобретать знания по различным темам; - созданию условий для развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала обучающихся лицея посредством творческой и интеллектуально-игровой практики; - формированию у обучающихся устойчивых навыков игрового взаимодействия, умения работать со справочной и познавательной литературой; - созданию банка интеллектуально-игровых программ для обучающихся школы, информационно-методического обеспечения педагогов, классных руководителей работающих в области интеллектуального развития детей. Целью Интеллектуального марафона является популяризация форм молодёжного интеллектуального досуга, повышения престижа образования, выявления и поощрения интеллектуально одаренной молодежи. Основные задачи: - удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - расширение знаний и развитие у обучающихся интереса к интеллектуальной деятельности. Интеллектуальный марафон проводится по всем предметам учебного плана и направлениям социально-воспитательной деятельности школы в форме предметных метапредметных декад. В Интеллектуальном марафоне принимают участие команды учащихся 1-10 классов. Численный состав команды – до 10 человек: 8 основных игроков и 2 запасных. Команду возглавляет капитан, который является ее официальным представителем во время игры. Персональный состав команды может изменяться в течение всей игры. Организационно-методическое обеспечение Интеллектуального марафона Для организационно-методического обеспечения проведения Игры создается оргкомитет. Состав оргкомитета формируется из представителей администрации, учителейпредметников и утверждается директором школы. Оргкомитетом Игры формируются предметные методические комиссии и жюри. В состав жюри могут входить члены предметных методических комиссий, преподаватели, учителя, учащиеся, родители. Функции оргкомитета, предметных методических комиссий, жюри. Оргкомитет Игры: - разрабатывает и утверждает правила ведения интеллектуальных игр и следит за его соблюдением; - формирует предметные методические комиссии и жюри; - осуществляет общее руководство подготовкой и проведением игры; - утверждает результаты Игр, определяет победителей; - принимает решения в спорных и конфликтных ситуациях; - составляет отчет о проведении Игры. Решения Оргкомитета являются окончательными. Предметные методические комиссии: - разрабатывают задания и критерии их выполнения; - вносят предложения в оргкомитет по вопросам совершенствования организации, проведения и научно-методического обеспечения Игры. Жюри: - обеспечивают соблюдение правил проведения интеллектуальных игр; - оценивают результаты выступления команд в соответствии с правилами; - определяют победителей и призеров Игр на каждой параллели классов; Подведение итогов Игр. Победители и призеры Игр определяются по наибольшей сумме баллов, набранной за все игры. Команды-победители Игр награждаются дипломами школы с присвоением звания «Команда-класс года». Командам, принявшим участие в Играх, выдаются свидетельства участников. Логическим продолжением работы разновозрастной студии является летняя предметная школа, занятия в которой проводятся в течение двух недель в июне. 1. Общие положения. 1.1. Летняя многопредметная школа – форма дополнительного образования детей, направленная на подготовку лицеистов к участию в предметных олимпиадах. 1.2. Занятия в летней многопредметной школе способствуют развитию интеллекта обучающихся, приобретению навыков решения нестандартных и нетрадиционных задач. 2. Цели и задачи. 2.1. Летняя многопредметная школа преследует следующие цели: развитие способностей обучающихся; самопроверка обучающимися своих наклонностей и готовности к участию в олимпиадах всех уровней; самоутверждение обучающихся благодаря достижению высоких результатов; 2.2. самореализация личностного потенциала обучающихся. Основными задачами летней многопредметной школы являются: подготовка обучающихся к олимпиадам всех уровней; уточнение банка данных интеллектуально одаренных детей; перспективная подготовка резерва детей к участию в олимпиадах; психологическая подготовка детей, воспитание личностных качеств, необходимых для участия в олимпиадах; апробация педагогических технологий развития и поддержки одаренности лицеистов. 3. Организация летней многопредметной школы. 3.1. Летняя многопредметная школа – это творческий педагогический и управленческий процесс подготовки методического и психологического обеспечения участия лицеистов в олимпиадах всех уровней. 3.2. Организация летней многопредметной школы осуществляется заместителем директора по научно-исследовательской работе и руководителями предметных МО. 3.3. Занятия руководителями МО. 3.4. проводятся в июне по расписанию, составленному Контроль за выполнением программы летней школы возлагается на заместителя директора по НИР.