Акатнова Татьяна Анатольевн а Подписан цифровой подписью: Акатнова Татьяна Анатольевна DN: C=RU, OU=директор, O="МОУ ""Ломоносовская школа №3""", CN =Акатнова Татьяна Анатольевна, E=LOMSHKOLA@YA.RU Основание: Я являюсь автором этого документа Расположение: Дата: 2022.08.31 15:14:29+03'00' Foxit PDF Reader Версия: 12.0.2 ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МОУ «Ломоносовская школа №3» Протокол № 1 от 30.08.2022 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МОУ «Ломоносовская школа №3» от 31.08.2022 № 381 Положение об Индивидуальном проекте учащихся МОУ «Ломоносовская школа №3» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, основной образовательной программы среднего общего образования. 1.2. Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над индивидуальном проектом (далее ИП) в связи с переходом на ФГОС COO. 1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). 1.4. Индивидуальный проект может быть только индивидуальным. 1.5. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лег (в зависимости от желания обучающегося продолжить работу над выбранной темой проекта и значимости темы ИП, которая определяется при утверждении темы ИП) в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного или иного. 1.6. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 10-11 классов, перешедшего на обучение по ФГОС COO, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки. 1.7. Руководителем проекта может быть учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог, а также и сотрудник иного образовательного учреждения, в т. ч. и высшего. 1.8. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под началом выбранного руководителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). 1.9. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 1.10. Проектные задания должны быть актуальны и четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий. 2. Цели и задачи выполнения ИП. 2.1. Для обучающихся: Продемонстрировать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности при самостоятельном освоении избранной области, сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления. 2.2. Для педагогов: Создание условий для формирования навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения обучающимся приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей. 2.3. Задачами выполнения проекта являются: 2.3.1. Обучение планированию (учащийся должен уметь чѐтко сформулировать цель, гипотезу исследования, описать шаги по достижению цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы над проектом). 2.3.2.Формирование навыков отбора и интерпретация необходимой информации. 2.3.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление. 2.3.4. Развитие умения структурирования, аргументации результатов исследования на основе собранных данных. 2.3.5. Формировать и развивать навыки публичного выступления, презентации результатов. 2.3.6. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом). 3. Требования к содержанию и направленности проекта 3.1. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. 3.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: • письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад); • художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации; • материальный объект, макет или иное конструкторское изделие; • отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. 4. Организация работы над ИП. 4.1. Учащиеся сами выбирают как тему ИП, так и руководителя проекта. 4.2. План реализации итогового проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта. 4.3. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный. 4.4.Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта, 4.5. Основной этап (ноябрь-март): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта. 4.6.Заключительный (апрель-май): защита проекта, оценивание работы. 4.7.В случае, если обучающийся продолжает работу над выбранной темой проекта на подготовительном этапе, возможна корректировка темы ИП и смена руководителя. 4.8.Контроль соблюдения сроков осуществляет руководитель проекта. 5. Требования к содержанию, оформлению и предъявлению 5.1. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются: 5.1.1. выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; 5.1.2. подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объѐмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; 6) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта; 5.1.3. краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; 6) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. 5.1.4. Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 5.2. Требования к защите проекта. 5.2.1. Защита индивидуального проекта осуществляется на школьной конференции или созданной комиссии. Публично должны быть представлены два элемента проектной работы: защита темы проекта (проектной идеи); защита реализованного проекта. На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены: актуальность проекта; положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей; ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов; риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта; В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие. На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему плану: 1. Тема и краткое описание сути проекта. 2. Актуальность проекта. 3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации проекта. 6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. 5.2.2. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации учащегося и отзыва руководителя. 5.2.3. В состав комиссии входят представители администрации, педагоги. 6. Оценка качества защиты результатов реализации проекта (результатов исследования), осуществляемая экспертной комиссией в ходе школьной научно- практической конференции и/или иного формата презентации. 6.1.Оценка качества результатов осуществляется членами экспертных комиссий, которые формируются из числа специалистов в области данного исследования (педагогические работники школы, иных образовательных организаций). Состав комиссии утверждается приказом директора школы. В случае выдающихся проектов экспертная комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено представлении к публичной печати. 6.2.При неудовлетворительной оценке по одному и боле показателей исследовательская работа не допускается к защите. В данном случае обучающемуся определяются дополнительные сроки по проведению (коррекции) исследования и оформлению результатов, а также дополнительные сроки защиты. 6.3. Итоговая оценка в аттестат обучающегося складывается из следующих показателей: оценка по результатам освоения учебного курса «Основы исследовательской деятельности», оценка качества проекта учебного исследования, оценка качества защиты результатов проекта (учебного исследования). Отметка, полученная на защите индивидуального проекта, выставляется в электронном журнале в графу «Экзамен». Итоговая оценка за индивидуальный проект определяется как среднее арифметическое годовой отметки за курс «Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности» и отметки, полученной на защите Проекта, и выставляется в аттестат о среднем общем образовании целом числом в соответствии с правилами математического округления. 6.4. В документ государственного образца об уровне образования отметка выставляется по следующему образцу: «Индивидуальный проект по <предмету>» - «оценка» 7. Права и обязанности 7.1.Права и обязанности участников исследовательской деятельности. 7.1.1. Администрация Школы обязана: создать нормативно-правовую базу для организации исследовательской деятельности в Школе, организовать методическое сопровождение творческого сотрудничества руководителей и Обучающихся, обеспечить квалифицированное кадровое сопровождение индивидуальной проектной деятельности Обучающихся, обеспечить финансовые, материально-технические, информационные, лабораторные условия для реализации ПРОЕКТА Обучающимися. учебно- Администрация Школы имеет право: осуществлять контроль над качеством профессиональной деятельности руководителей и учебно-познавательной деятельности Обучающихся в рамках реализации исследовательских проектов, консультировать руководителей ПРОЕКТА, Обучающихся и. их родителей (законных представителей) по вопросам совершенствования деятельности в рамках ПРОЕКТА. 7.1.2. Руководитель ПРОЕКТА обязан: обеспечить обучение методике учебного проектирования, обеспечить организационно-педагогическое сопровождение по формированию Обучающихся навыков учебного проектирования, у обеспечить организационно-педагогическое сопровождение по формированию Обучающихся навыков работы с информацией (поиск, сбор, структуризация, систематизация, хранение, использование), у обеспечить организационно-педагогическое сопровождение реализации Обучающимся ПРОЕКТА и подготовки к презентации, создать комфортные психологические условия (мотивация, режим сотрудничества, педагогическая поддержка), осуществлять контроль выполнения плана ПРОЕКТА, повышать свой профессиональный деятельности Обучающихся, подготовить оценку (отзыв) качества разработки ПРОЕКТА и его реализации, при руководстве разработкой, реализацией, подготовкой к презентации результатов ПРОЕКТА, а также при подготовке отзыва и оценивании руководствоваться настоящим Положением. уровень в сфере деятельности исследовательской Обучающегося в период Руководитель ПРОЕКТА имеет право: требовать от обучающегося своевременного и качественного выполнения работы, ответственного отношения к работе, использовать в своей работе имеющиеся в Школе информационные ресурсы, обратиться за помощью к администрации школы в случае систематического несоблюдения Обучающимся сроков реализации плана ПРОЕКТА, иных нарушений. 7.1.3. Обучающийся обязан: ответственно и добросовестно относиться реализации, презентации результатов ПРОЕКТА, продуктивно выполнять рекомендации руководителя ПРОЕКТА, посещать консультации руководителя согласно индивидуальному учебному плану, соблюдать сроки запланированных мероприятий, при разработке, реализации, презентации руководствоваться настоящим Положением. к деятельности по разработке, результатов ПРОЕКТА . Обучающийся имеет право: на консультативную, информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения проекта; использовать для выполнения индивидуального образовательного информационные ресурсы Школы (библиотека, Интернет), обращаться за помощью к администрации Школы в случае непродуктивного сотрудничества с Руководителем ПРОЕКТА. проекта 7.1.2. Руководитель ПРОЕКТА и Обучающийся как разработчик и исполнитель ПРОЕКТА несут равную ответственность за качество ПРОЕКТА и его реализации. Приложение Критерии оценивания индивидуальных проектов Критерий «Постановка цели, планирование путей ее достижения» (максимум 3 балла) Баллы Цель не сформулирована 0 Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует 1 Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения 2 Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения 3 Критерий «Постановка и обоснование проблемы проекта» (максимум 3 балла) Проблема проекта не сформулирована 0 Формулировка проблемы проекта носит поверхностный характер 1 Проблема проекта четко сформулирована и обоснована 2 Проблема проекта четко сформулирована, обоснована и имеет глубокий характер 3 Критерий «Глубина раскрытия темы проекта» (максимум 3 балла) Тема проекта не раскрыта 0 Тема проекта раскрыта фрагментарно 1 Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2 Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы 3 Критерий «Разнообразие источников информации, целесообразность их использования» (максимум 3 балла) Использована не соответствующая теме и цели проекта информация 0 Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1 Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2 Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3 Критерий «Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта» (максимум 3 балла) Заявленные в проекте цели не достигнуты 0 Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта 1 Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными 2 Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты 3 Критерий «Анализ хода работы, выводы и перспективы» (максимум 3 балла) Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы 0 Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы 1 Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте 2 Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы Критерий «Личная заинтересованность автора, 3 творческий подход к работе» (максимум 3 балла) Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 0 Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода 1 Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 2 Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3 Критерий «Соответствие требованиям оформления письменной части» (максимум 3 балла) Письменная часть проекта отсутствует В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 0 1 2 3 Критерий «Качество проведения презентации» (максимум 3 балла) Презентация не проведена 0 Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию 1 Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента 2 Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 3 Критерий «Качество проектного продукта» (максимум 3 балла) Проектный продукт отсутствует 0 Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1 Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2 Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3 Предзащита ( январь) "Зачет"-16-30 баллов "Незачет"- 0-15 баллов Защита проекта (апрель - май) 25-30 баллов - "5" 19-24 баллов - "4" 13-18 баллов - "3" 0-12 баллов - "2"