Положение об Индивидуальном проекте учащихся

Акатнова
Татьяна
Анатольевн
а

Подписан цифровой подписью:
Акатнова Татьяна Анатольевна
DN: C=RU, OU=директор, O="МОУ
""Ломоносовская школа №3""", CN
=Акатнова Татьяна Анатольевна,
E=LOMSHKOLA@YA.RU
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Расположение:
Дата: 2022.08.31 15:14:29+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.0.2

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МОУ «Ломоносовская школа №3»
Протокол № 1 от 30.08.2022

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МОУ «Ломоносовская школа №3»
от 31.08.2022 № 381

Положение
об Индивидуальном проекте учащихся
МОУ «Ломоносовская школа №3»
1.

Общие положения

1.1.
Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, основной
образовательной программы среднего общего образования.
1.2.
Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по
организации работы над индивидуальном проектом (далее ИП) в связи с переходом на ФГОС
COO.
1.3.
Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и
внеурочной деятельности. Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
1.4.
Индивидуальный проект может быть только индивидуальным.
1.5.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лег (в
зависимости от желания обучающегося продолжить работу над выбранной темой проекта и
значимости темы ИП, которая определяется при утверждении темы ИП) в рамках учебного
времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде
завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного или
иного.
1.6.
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
обучающегося 10-11 классов, перешедшего на обучение по ФГОС COO, его невыполнение
равноценно получению неудовлетворительной оценки.
1.7.
Руководителем проекта может быть учитель-предметник, классный руководитель,
педагог-организатор, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, социальный
педагог, а также и сотрудник иного образовательного учреждения, в т. ч. и высшего.
1.8.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под началом
выбранного руководителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых
учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной,
практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
1.9.
Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную
направленность.
1.10. Проектные задания должны быть актуальны и четко сформулированы, цели и средства
ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.
2.
Цели и задачи выполнения ИП.
2.1. Для обучающихся:
Продемонстрировать
способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности
при самостоятельном освоении избранной области,
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления.

2.2. Для педагогов:
Создание условий для формирования навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения обучающимся приобретенных знаний и способов действий при
решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей.
2.3. Задачами выполнения проекта являются:
2.3.1. Обучение планированию (учащийся должен уметь чѐтко сформулировать цель, гипотезу
исследования, описать шаги по достижению цели, концентрироваться на достижении цели, на
протяжении всей работы над проектом).
2.3.2.Формирование навыков отбора и интерпретация необходимой информации.
2.3.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
2.3.4. Развитие умения структурирования, аргументации результатов исследования на
основе собранных данных.
2.3.5. Формировать и развивать навыки публичного выступления, презентации результатов.
2.3.6. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу,
выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
3. Требования к содержанию и направленности проекта
3.1. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
3.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
• письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты
о проведенных исследованиях, стендовый доклад);
• художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального
произведения, компьютерной анимации;
• материальный объект, макет или иное конструкторское изделие;
• отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и
мультимедийные продукты.
4. Организация работы над ИП.
4.1. Учащиеся сами выбирают как тему ИП, так и руководителя проекта.
4.2. План реализации итогового проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем
проекта.
4.3. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует
свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
4.4.Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта,
4.5. Основной этап (ноябрь-март): совместно с педагогом разрабатывается план реализации
проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа
представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем
проекта.
4.6.Заключительный (апрель-май): защита проекта, оценивание работы.
4.7.В случае, если обучающийся продолжает работу над выбранной темой проекта на
подготовительном этапе, возможна корректировка темы ИП и смена руководителя.
4.8.Контроль соблюдения сроков осуществляет руководитель проекта.

5. Требования к содержанию, оформлению и предъявлению
5.1. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его
защиты, в обязательном порядке включаются:
5.1.1. выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из
описанных выше форм;
5.1.2. подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объѐмом не более
одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и
назначения проекта; 6) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную
записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для
социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
5.1.3. краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в
ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; 6)
ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской
дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может
быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и
практическая значимость полученных результатов.
5.1.4. Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил
цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы
(плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
5.2. Требования к защите проекта.
5.2.1. Защита индивидуального проекта осуществляется на школьной конференции или
созданной комиссии.
Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:


защита темы проекта (проектной идеи);

 защита реализованного проекта.
На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены:


актуальность проекта;



положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и
для других людей;



ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации
проекта,



возможные источники ресурсов;



риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при
реализации данного проекта;
В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая
корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять
реальное проектное действие.

На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по
следующему плану:
1. Тема и краткое описание сути проекта.
2. Актуальность проекта.
3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор,
так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации
проекта, а также источники этих ресурсов.
5. Ход реализации проекта.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе
его реализации.
5.2.2. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией
представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации учащегося и отзыва
руководителя.
5.2.3. В состав комиссии входят представители администрации, педагоги.
6. Оценка качества защиты результатов реализации проекта (результатов исследования),
осуществляемая экспертной комиссией в ходе школьной научно- практической
конференции и/или иного формата презентации.
6.1.Оценка качества результатов осуществляется членами экспертных комиссий,
которые формируются из числа специалистов в области данного исследования
(педагогические работники школы, иных образовательных организаций). Состав комиссии
утверждается приказом директора школы. В случае выдающихся проектов экспертная
комиссия
может подготовить особое заключение о достоинствах
проекта,
которое может быть предъявлено представлении к публичной печати.
6.2.При неудовлетворительной оценке по одному и боле показателей исследовательская
работа не допускается к защите. В данном случае обучающемуся определяются
дополнительные сроки по проведению (коррекции) исследования и оформлению результатов, а
также дополнительные сроки защиты.
6.3. Итоговая оценка в аттестат обучающегося складывается из следующих показателей:
оценка по результатам освоения учебного курса «Основы исследовательской
деятельности», оценка качества проекта учебного исследования, оценка качества защиты
результатов проекта (учебного исследования). Отметка, полученная на защите
индивидуального проекта, выставляется в электронном журнале в графу «Экзамен».
Итоговая оценка за индивидуальный проект определяется как среднее арифметическое
годовой отметки за курс «Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности» и
отметки, полученной на защите Проекта, и выставляется в аттестат о среднем общем
образовании целом числом в соответствии с правилами математического округления.
6.4. В документ государственного образца об уровне образования отметка выставляется по
следующему образцу: «Индивидуальный проект по <предмету>» - «оценка»

7. Права и обязанности
7.1.Права и обязанности участников исследовательской деятельности.
7.1.1. Администрация Школы обязана:


создать нормативно-правовую базу для организации исследовательской
деятельности в Школе,



организовать методическое сопровождение творческого сотрудничества руководителей
и
Обучающихся, обеспечить
квалифицированное кадровое
сопровождение
индивидуальной проектной деятельности Обучающихся,



обеспечить финансовые, материально-технические, информационные,
лабораторные условия для реализации ПРОЕКТА Обучающимися.

учебно-

Администрация Школы имеет право:


осуществлять контроль над качеством профессиональной деятельности руководителей и
учебно-познавательной
деятельности
Обучающихся
в
рамках
реализации
исследовательских проектов,



консультировать руководителей ПРОЕКТА, Обучающихся и. их родителей
(законных представителей) по вопросам совершенствования деятельности в рамках
ПРОЕКТА.

7.1.2. Руководитель ПРОЕКТА обязан:


обеспечить обучение методике учебного проектирования,



обеспечить организационно-педагогическое сопровождение по формированию
Обучающихся навыков учебного проектирования,

у



обеспечить организационно-педагогическое сопровождение по формированию
Обучающихся навыков работы с информацией (поиск, сбор, структуризация,
систематизация, хранение, использование),

у



обеспечить организационно-педагогическое сопровождение реализации Обучающимся
ПРОЕКТА и подготовки к презентации,



создать комфортные психологические условия (мотивация, режим сотрудничества,
педагогическая поддержка),



осуществлять контроль выполнения плана ПРОЕКТА,



повышать
свой профессиональный
деятельности Обучающихся,



подготовить оценку (отзыв) качества
разработки ПРОЕКТА и его реализации,



при руководстве разработкой, реализацией, подготовкой к презентации результатов
ПРОЕКТА, а также при подготовке отзыва и оценивании руководствоваться
настоящим Положением.

уровень

в сфере

деятельности

исследовательской

Обучающегося

в

период

Руководитель ПРОЕКТА имеет право:


требовать от обучающегося своевременного и качественного выполнения работы,

ответственного отношения к работе,


использовать в своей работе имеющиеся в Школе информационные ресурсы,



обратиться за помощью к администрации школы в случае систематического
несоблюдения Обучающимся сроков реализации плана ПРОЕКТА, иных нарушений.

7.1.3. Обучающийся обязан:


ответственно и добросовестно
относиться
реализации, презентации результатов ПРОЕКТА,



продуктивно выполнять рекомендации руководителя ПРОЕКТА,



посещать консультации руководителя согласно индивидуальному учебному плану,



соблюдать сроки запланированных мероприятий,



при
разработке,
реализации,
презентации
руководствоваться настоящим Положением.

к деятельности

по разработке,

результатов

ПРОЕКТА

. Обучающийся имеет право:


на консультативную, информационную поддержку руководителя на любом этапе
выполнения проекта;



использовать
для
выполнения
индивидуального
образовательного
информационные ресурсы Школы (библиотека, Интернет),



обращаться за помощью к администрации Школы в случае непродуктивного
сотрудничества с Руководителем ПРОЕКТА.

проекта

7.1.2. Руководитель ПРОЕКТА и Обучающийся как разработчик и исполнитель ПРОЕКТА
несут равную ответственность за качество ПРОЕКТА и его реализации.
Приложение
Критерии оценивания индивидуальных проектов
Критерий «Постановка цели, планирование путей ее достижения»
(максимум 3 балла)

Баллы

Цель не сформулирована

0

Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует

1

Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения

2

Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения

3

Критерий «Постановка и обоснование проблемы проекта»
(максимум 3 балла)
Проблема проекта не сформулирована

0

Формулировка проблемы проекта носит поверхностный характер

1

Проблема проекта четко сформулирована и обоснована

2

Проблема проекта четко сформулирована, обоснована и имеет глубокий характер

3

Критерий «Глубина раскрытия темы проекта»
(максимум 3 балла)
Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания,
выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий «Разнообразие источников информации,
целесообразность их использования» (максимум 3 балла)
Использована не соответствующая теме и цели проекта информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации
из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий «Соответствие выбранных способов работы
цели и содержанию проекта» (максимум 3 балла)
Заявленные в проекте цели не достигнуты

0

Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели
проекта

1

Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но
являются недостаточными

2

Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта
достигнуты

3

Критерий «Анализ хода работы, выводы и перспективы»
(максимум 3 балла)
Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы

0

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

1

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы,
сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы
Критерий «Личная заинтересованность автора,

3

творческий подход к работе» (максимум 3 балла)
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал
самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора,
предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта,
применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением
автора к идее проекта

3

Критерий «Соответствие требованиям оформления письменной части»
(максимум 3 балла)
Письменная часть проекта отсутствует
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая
структура, допущены ошибки в оформлении
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами,
придать ей соответствующую структуру
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с
установленными правилами

0
1

2

3

Критерий «Качество проведения презентации»
(максимум 3 балла)
Презентация не проведена

0

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось
заинтересовать аудиторию

1

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

3

Критерий «Качество проектного продукта»
(максимум 3 балла)
Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство
использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в
использовании, соответствует заявленным целям)

3

Предзащита ( январь)
"Зачет"-16-30 баллов
"Незачет"- 0-15 баллов
Защита проекта (апрель - май)
25-30 баллов - "5"
19-24 баллов - "4"
13-18 баллов - "3"
0-12 баллов - "2"


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».