26.03.2024
Деятельность региональных инновационных площадок в МОУ «Ломоносовская школа №3»
Региональная инновационная площадка «Метапознание в обучении»
Распоряжение Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 21.06.2022 №1302-р "Об организации инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области"
«Метапознание и развитие саморегулируемого учения»
Цель Проекта - развитие у
обучающихся навыков саморегулируемого учения посредством организации в школе
насыщенной метакогнитивной образовательной среды и обеспечение на этой основе
выравнивания образовательных возможностей учащихся.
Задачи Проекта
Проект
предусматривает решение комплекса взаимосвязанных задач:
1.
Обобщить, систематизировать и
распространить лучшие существующие практики проектирования насыщенной
метакогнитивной образовательной среды.
2.
Разработать и апробировать модель
насыщенной метакогнитивной образовательной среды школы.
3.
Апробировать и внедрить в
практику работы учителей школы педагогические технологии и техники
метакогнитивного обучения: «Самооценка метакогнитивных умений», «Думайте
вслух», «Ведение метакогнитивных заметок», «Рефлексивное письмо»,
«Метакогнитивные обертки» и др.
4.
Разработать и апробировать
педагогические инструменты метакогнитивного обучения:
•
рабочая тетрадь учителя «Метапознание в обучении»;
•
«Программа развития метакогнитивных умений учащихся»;
•
комплект метакогнитивных рабочих листов с учетом
специфики учебных предметов;
•
педагогические карточки-подсказки «Метакогнитивные
вопросы»;
•
комплект рекомендаций, чек-листов для учащихся и родителей.
•
Сформировать
методический банк технологических карт уроков,
видео-уроков
с использованием педагогических технологий, техник и инструментов
метакогнитивного обучения.
6. Тиражировать
опыт школы на муниципальном и региональном уровнях.
Основная идея проекта
К настоящему моменту сложился целый ряд доказавших
свою эффективность образовательных программ развития метапознания и
саморегулируемого учения. Среди них особый интерес представляют программы
развития метапознания и саморегулируемого учения в условиях насыщенной
метакогнитивной образовательной среды.
В связи с этим в основе дидактической концепции
Проекта лежит идея о том, что формирование и развитие у учащихся способности к
метапознанию и саморегулируемому учению может быть обеспечено посредством
проектирования в общеобразовательной организации насыщенной метакогнитивной
образовательной среды, которая рассматривается как совокупность трех
компонентов:
•
пространственно-семантический
компонент (архитектурно- эстетическая организация жизненного
пространства школьников, организационная культура и др,);
•
содержательно-методический
компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные
программы, формы и методы организации обучения и др.);
•
коммуникационно-организационный
компонент (особенности субъектов образовательной среды,
коммуникационная сфера, особенности управленческой культуры).
При
разработке Проекта мы также исходили из концептуальной идеи, в соответствии с
которой саморегуляция заключается в том, в какой степени учащиеся, особенно
неуспевающие и слабоуспевающие, осознают свои сильные и слабые стороны,
выбирают эффективные учебные стратегии, могут мотивировать себя участвовать в
обучении и могут разрабатывать стратегии и тактики для улучшения обучения.
Метапознание, в свою очередь, касается способов, которыми учащиеся могут
планировать, контролировать, оценивать и целенаправленно направлять свое учение
с помощью метакогнитивных учебных стратегий. Некоторые исследования считают
саморегуляцию частью метапознания, в то время как другие рассматривают
метапознание как часть саморегуляции. Однако в последние годы последняя точка
зрения в значительной степени возобладала, поэтому в ходе разработки и
реализации Проекта мы исходили из того, что метапознание - это часть учебной
саморегуляции.
Гипотеза проекта
Реализация
Проекта будет эффективной и обеспечит достижение организации будет создана
насыщенная метакогнитивная образовательная среда.
5. Актуальность, значимость проекта (программы) для развития
региональной системы образования, перечень научных и (или) учебнометодических
разработок по теме проекта (программы), обоснование возможности реализации
проекта (программы) в соответствии с законодательством об образовании,
необходимого для реализации проекта (программы), возможность внедрения
инновации в регионе.
Актуальность разработки и реализации Проекта связана с
необходимостью:
•
создать в школах условия для организации
образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС общего
образования,
•
решать задачу выравнивания образовательных
возможностей разных образовательных организаций для повышения качества
школьного образования на муниципальном и региональном уровнях.
В научных исследованиях установлено, что
педагогическая деятельность, направленная на формирование метакогнитивных
способностей учащихся, способствует улучшению успеваемости, особенно если она
включает обучение метакогнитивным знаниям и навыкам, развивает мотивацию,
установку на рост, самоэффективность и эмоциональный интеллект.
В связи с этим важным направлением деятельности школы
является целенаправленное развитие навыков саморегулируемого учения и умения
учиться. Только в этом случае школа сможет обеспечить качественную подготовку
учащихся к успеху в школе, высшем образовании, профессиональной карьере и
взрослой жизни в постоянно и быстро меняющемся обществе, предъявляющем
разнообразные и все более высокие требования к уровню образованности.
Реализация Проекта в общеобразовательной школе поможет
слабоуспевающим и неуспевающим учащимся освоить метакогнитивные стратегии,
умения и качества личности, как факторов развития обучаемости, умения учится и
преодоления учебной неуспешности.
В Ленинградской области
6.
Ожидаемые результаты от
реализации инновационного проекта:
•
совершенствование образовательной среды школы,
создание условий для выравнивания образовательных возможностей разных учащихся;
•
подготовка методического банка педагогических
инструментов метакогнитивного обучения, технологических карт уроков, видеоуроков
с использованием педагогических технологий, техник и инструментов
метакогнитивного обучения;
•
рост востребованности среди учителей школы
учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию метакогнитивного
обучения
•
распространение в региональной системе образования
мероприятий направленных на популяризацию педагогических технологий и техник
метакогнитивного обучения;
•
увеличение количества школьников, вовлеченных в
метакогнитивное
обучение :
7.
Программа
реализации проекта
Подготовительный этап: январь - июнь
2020 года
1. Формирование
команды для разработки и реализации инновационного проекта.
2.
Обучение проектной команды на
курсах повышения квалификации «Метакогнитивное обучение в школе в контексте
требований ФГОС ООО: формы организации образовательных технологий и
инструменты» в ГАОУ ДПО «ЛОИРО»
3.
Организация работы по подготовке
заявки школы на присвоение статуса «региональная инновационная площадка»,
программы Проекта.
4.
Разработка и экспертиза модели
насыщенной метакогнитивной образовательной среды школы.
5.
Внесение изменений в основную
образовательную программу школы, в том числе рабочие программы учебных
предметов курсов.
Основной этап: июнь
2022 - июнь 2024 года
1.
Апробация модели насыщенной метакогнитивной
образовательной среды школы
2.
Организация и проведение апробации педагогических
технологий и техник метакогнитивного обучения: «Самооценка метакогнитивных
умений», «Думайте вслух», «Ведение метакогнитивных заметок», «Рефлексивное
письмо», «Метакогнитивные обертки»
3.
Разработка и апробация педагогических инструментов
метакогнитивного обучения: рабочая тетрадь учителя «Метапознание в обучении»;
«Программа развития метакогнитивных умений учащихся»; комплект метакогнитивных
рабочих листов с учетом специфики учебных предметов; педагогические
карточки-подсказки «Метакогнитивные вопросы»; комплект рекомендаций, чек-листов
для учащихся и родителей.
4.
Проведение методических семинаров, вебинаров по
вопросам метапознания в образовании и метакогнитивного обучения,
метакогнитивных тренингов для педагогического коллектива школы.
5.
Проведение мониторинга уровня сформированности
метакогнитивных умений.
6.
Подготовка промежуточных аналитических отчетов,
научных и научно- методических статей.
Завершающий
этап: июнь - декабрь 2024 года
1.
Обновление дидактических материалов по итогам
апробации («Метакогнитивная обертка рабочей программы учебного предмета»,
чек-листы, метакогнитивные рабочие листы и др.).
2.
Мониторинг уровня сформированно метакогнитивных умений
у учащихся.
3.
Подготовка и представление аналитического отчета о
реализации Проекта и эффективности использования педагогических технологий и
техник метакогнитивного обучения в практике школы.
4.
Представление результатов деятельности проектной
команды в сетевых сообществах, СМИ.
8. Предложения по распространению н внедрению результатов
проекта (программы), включая предложения по внесению изменений в
законодательство об образовании (при необходимости)
Разработанные
в рамках проекта инновационные продукты могут быть полезны для учителей школ
для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями
обновленных ФГОС ОО. Итоговые продукты проекта могут быть использованы ГАОУ ДПО
«ЛОИРО» при организации КПК и стажировок педагогов, методическими муниципальными
службами.
9.
Наличие или
предполагаемый опыт участия образовательной организации в инновационной
деятельности на региональном и федеральном уровне, опыта участия в
региональных, федеральных и международных конкурсах, научно-практических
мероприятиях консультанте
Фамилия, имя, отчество, контакты |
Основное место работы (название организации, юридический
адрес), структурное подразделение, должность |
Ученая степень, ученое звание, почетное звание |
Наименование специальности по диплому о присуждении ученой степени,
аттестату о присвоении ученого звания |
Сведения (сфера научных интересов, опыт работы в
качестве научного руководителя РИП и ФИП награды, гранты) |
|
Кучурин Владимир Владимирович |
ГАОУДПО «ЛОИРО» |
Кандидат исторических наук |
|
|
|
Приложение3
Сведения об условиях и материально-техническом обеспечении
деятельности по реализации инновационного проекта (программы) образовательной
организации, претендующей на присвоение статуса «региональная
инновационная площадка)
Группы основных фондов в
соответствии с действующим Общероссийским классификатором |
Обоснование применения данного фонда, средства, оборудования для
реализации инновационного проекта |
Обоснование потребности
образовательной организации в данном материально- технической обеспечении |
Здания, сооружения, структурные подразделения
|
Кирпичное трехэтажное здание: 5475 м3 1976 года постройки. Реновация
проведена в 2019 году Территория: проведено благоустройство, имеются 2 спортивные площадки
(2738 м3 и 1600 м3 В школе имеется спортивный зал: 342 м3, актовый зал: 245мЗ,
столовая:295,8 м3 Учебные кабинеты: 45шт. Специализированные кабинеты: Центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (2кабинета),
кабинет биологий, кабинет химии, кабинет физики, кабинет информатики, 5 кабинетов английского языка;
кабинет технологии для мальчиков, инструментом В школе создано развивающее
пространство, структурные подразделения: ИБЦ, музей |
|
Оборудование |
Интерактивное оборудование (проекты, доски,
принтеры, ноутбуки, демонстрационное оборудование, лингофоны и т.д.),
осцилограф, Кабинеты биологии, химии, физики, оснащены специальным
учебно-лабораторным оборудованием, предназначенным для проведения
практических и лабораторных работ. Остальные кабинеты полностью
оснащены компьютерной техникой, видеотехникой для проведения уроков. |
|
Измерительные
и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование |
Оборудование
для выполнения учебно-лабораторных работ по химии, физики и биологии,
микроскопы школьные, весы учебные, секундомеры, термометры, штативы, вольтметры,
метрономы, колбы, наборы флаконов для хранения растворов реативов, реактивы,
нагревательные приборы посуды для опытов, столы
лабораторные, наборы, натуральные образцы для опытов, электрофицированные,
шкафы лабораторные и прочее. |
|
Прочие |
|
|
Справка
о готовности участников инновационной деятельности
образовательной
организации, претендующей на присвоение статуса региональной
инновационной площадки (РИП), к реализации инновационного проекта (программы)
№ п\п |
Качественная характеристика педагогических работников, планирующихся для
участия в работе РИП |
Кол-во |
1. |
Численность педагогических работников, планируемых для участия в
деятельности РИП - всего |
60 |
|
из них: |
|
1.1 |
штатных педагогических работников, за исключением совместителей |
59 |
1.2 |
педагогических работников, работающих на условиях внутреннего
совместительства |
16 |
1.3 |
педагогических работников, работающих на условиях внешнего
совместительства |
1 |
1.4 |
педагогических работников, работающих на условиях почасовой оплаты труда |
0 |
2. |
Из общего числа педагогических работников, планируемых для участия в
работе РИП |
21 |
2.1 |
лица, имеющие ученую степень доктора наук и (или) ученое звание
профессора |
0 |
2.2 |
лица, имеющие ученую степень кандидата наук и (или) ученое звание доцента |
0 |
2.3 |
лица, участвовавшие ранее в муниципальных, региональных, федеральных
конкурсах, связанных с проблематикой инновационного проекта |
60 |
2.4 _____ |
лица, ставшие призерами, победителями лауреатами в муниципальных,
региональных, федеральных конкурсах, связанных с проблематикой инновационного
проекта |
13 |
Состав творческой группы
Федорова Виктория Викторовна - заместитель директора по УВР
Набоких Элина Алексеевна - заместитель директора по УВР
Магомедова Марият Сулейбановна, педагог-психолог
Набоких Роман Николаевич - учитель
информатики
Акатнов Игорь Васильевич - учитель
истории и обществознания
Чегурова Полина Андреевна – учитель русского языка
Все участники
творческой группы прошли обучение по программе повышения квалификации
"Метокогнитивное обучение в школе в контексте требований ФГОС ООО: формы
организации, образовательные технологии и инструменты" на базе ГАОУДПО
"ЛОИРО" в марте-июне 2022 года
Установочный семинар 11 октября 2022 года
11 октября 2022 года на базе ГАОУ ДПО «ЛОИРО» в дистанционном формате
состоялась рабочая встреча двух инновационных площадок МОУ «Ломоносовская школа №3» и
МБОУ «Первомайский центр образования», совместно реализующих при
сопровождении ГАОУ ДПО «ЛОИРО» инновационный проект «Метапознание
и развитие саморегулируемого учения» .
Школы, работающие в статусе РИП в рамках инновационной программы
«Метапознание в обучении: формирование умения учиться и преодоление учебной
неуспешности», обсудили на общей площадке ключевые мероприятия и условия,
которые может создать учитель средствами рефлексивного обучения для развития
метакогнитивных навыков обучающихся, опираясь на методическое сопровождение,
предложенное ГАОУ ДПО «ЛОИРО» и командную работы учителей-предметников.
26 марта 2024 года на базе МОУ «Ломоносовская школа №3» прошел семинар-практикум
учителей «МОУ «Ломоносовская школа №3» Ломоносовского района района
Ленинградской области.
Целью данного семинара являлась презентация педагогического опыта учителей
гуманитарного цикла по использованию техники «метакогнитивная обертка» на
уроках русского языка, обществознания для развития метакогнитивных навыков
обучающихся в рамках реализации региональной инновационной программы
«Метапознание в обучении: формирование умения учиться и преодоление учебной
неуспешности».
16 мая 2024 года в ГАОУ ДПО
"ЛОИРО" прошла I региональная образовательная конференция "ФГОС
общего образования : учим по- новому - учим для жизни".
В конференции приняли участие
учитель истории и обществознания Акатнов Игорь Васильевич, учитель
русского языка и литературы Чегурова Полина Андреевна.
Они представили практику подготовки к итоговой аттестации по обществознанию
и русскому языку с использованием техники «метакогнитивная обертка».
Повышение мотивации
Техника «Смысловое чтение»
Эффективные практики подготовки к ОГЭ: метод «метакогнитивные обертки»
Метакогнитивные обертки (обществознание)
Использование метакогнитивных оберток
Метапознание саморегуляция
Программа региональной инновационной площадки
Отчет о работе региональной инновационной площадки за 2023-2024 год
Региональная инновационная плоадка: центр цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста"Школа – базовая площадка Представительства АОУ ВО «ГИЭФПТ» в Ломоносовском районеШкола – член «Ассоциации новых школ» | Региональная инновационная площадка «Совершенствование механизмов управления качеством общего образования на всех уровнях образования Ленинградской области» («МЭО Иннополис»)Муниципальная площадка по реализации общеразвивающих программ дополнительного образованияРегиональная стажировочная площадка по разработке и реализации образовательно-игровой системы «Виктория»РИП по реализации ФГОСсреднего образования | Региональная инновационная площадка «Метапознание в обучении»Стажировочная площадка по введению обновленных ФГОС в 4 классахРегиональный проект «Формирование функциональной грамотности Ленинградской области»Школа – участница Всероссийского проекта «Футбол в школе» (Региональная спортивная федерация Ленинградской области) |
Опыт деятельности коллектива представлен на семинарах различных уровней, в публикациях:
Распространение опыта педагогического коллектива школы
2020г. | 2021г. | 2022г. |
Региональный семинар по Центрам образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» | Школа – победитель Регионального конкурса «Школа года» в номинации «Сельская школа»Форум «Кванториум», «IT-куб», «Точка роста»: инфраструктура нацпроекта «Образование» для развития способностей и талантов детей. | Межрегиональная конференция «Школа, устремленная в будущее» — свидетельство члена Ассоциации новых школРегиональный фестиваль открытых уроков учителей Ленинградской области в номинации «Лучший мастер-класс» (ГАОУ ЛПО ЛОИРО)Районный семинар «Основа обновленных ФГОС НОО»Круглый стол для учителей начальных классов (районное мероприятие) «Подготовка к Всероссийским проверочным работам по русскому языку из опыта работы».Районный семинар для учителей начальных классов «Критериальное оценивание в начальных классах» |