«ПРИНЯТО» Протокол педагогического совета МОУ «Ломоносовская школа №3» от 26.08.2020 г. №1 «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Ломоносовская школа №3» Т.А. Акатнова Приказ от 31.08.2018г. №293 Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП НОО, ООО, СОО в МОУ «Ломоносовская школа №3» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г в редакции от 07.03.2018г, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Примерными основными образовательными программами общего образования, Уставом общеобразовательного учреждения. 1.2. Данное разработано с целью обеспечения комплексного подхода в школе к оценке освоения обучающимися основных образовательных программ и устанавливает единые требования к организации и технологии оценивания в общеобразовательном учреждении. 1.3. Основным объектом системы оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы являются требования Федеральных государственных образовательных стандартов. 1.4. Система оценки образовательных результатов является необходимым условием реализации системы требований образовательных стандартов и призвана способствовать обеспечению преемственности на всех уровнях образования. 1.5. Настоящее Положение является локальным актом школы, принимается на педагогическом совете образовательного учреждения и обязательно для исполнения всеми участниками образовательного процесса. 1.6. Основные функции системы оценки: • ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы средней школы; • обеспечение эффективной обратной связи между субъектами образовательных отношений, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. 1.7. Принципы системы оценивания: • объективность; • открытость; • доступность. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основнойобразовательной программы включает в себя следующие направления: • текущий контроль; • рубежный контроль • промежуточный контроль; • итоговый контроль и итоговая оценка; • оценка результатов деятельности. 1.9. Система оценки образовательных результатов обучающихся вводится с целью обеспечения оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основных образовательных программ. 1.10. Система оценки образовательных результатов обеспечивает комплексный подход к оценке освоения основных образовательных программ, позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся: 1.8. Предметные результаты Объект оценки Сформированность учебных действий с предметным содержанием. Предмет оценки Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием способов, действий, средств, содержания предметов. Процедуры - внутренняя накопительная оценка; - итоговая внешняя или внутренняя оценка. Метапредметные Сформированность - уровень сформированности регулятивных, результаты конкретных видов действий; коммуникативных и - уровень присвоения познавательных универсального учебного УУД действия. Личностные результаты Сформированность личностных УУД (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация). Эффективность деятельности системы образования, общеобразовательной организации. - внутренняя накопительная оценка («Портфолио»); - итоговая оценка (защита индивидуального проекта). Внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных потоков информации. 2. Оценка планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования. 2.1. Оценивание – это процесс соответствия достигнутых результатов планируемым. 2.2. Оценка – это определение степени освоения обучающимися ключевых компетенций в соответствии с системой требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). 2.3. Отметка – результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки образовательных достижений обучающихся в цифрах, буквах или иным образом. 2.4. Образовательный результат ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных): • отдельные действия достойны оценки (словесной характеристики); • решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в пятибалльной системе). 2.5. Оценка может ставиться за каждую учебную задачу, показывающую овладение конкретным действием (умением). 2.6. Система оценки результатов освоения школьниками основной образовательной программы общего образования предполагает использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативности инструментария оценки. 2.7. В общеобразовательном учреждении используется пятибалльная система оценки знаний, умений и навыков. 2.8. Альтернативными формами оценивания могут быть: • безотметочная; • зачетная; • рейтинговая; • накопительная (портфолио) формы. Альтернативная система оценивания может быть заявлена к использованию в данном учебном году при утверждении рабочих программ, в начале учебного года, после обязательного обсуждения на методическом (педагогическом совете школы), утверждения приказом директора общеобразовательного учреждения. 2.9. Система оценки образовательных результатов предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достигнутых результатов. Уровни успешности Высокий уровень Критерии и показатели Оценка результата Отметка в баллах Полнота освоения планируемых отлично результатов; уровень овладения учебными действиями; сформированность интересов к предметной области. отметка «5» Повышенный уровень Полнота освоения планируемых результатов; уровень овладения учебными действиями; сформированность интересов к предметной области. отметка «4» Базовый уровень Ученик демонстрирует освоение удовлетворительно учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Низкий уровень неудовлетворительно отметка «2» Отсутствие систематической базовой подготовки; обучающийся освоил меньше половины планируемых результатов; имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. хорошо отметка «3» Безотметочное обучение осуществляется при изучении элективных учебных предметов и курсов, факультативных курсов, на изучение которых отводится менее 0,5 учебных часов в год. К урсы вн е урочной деятельности оцениваются по зачетной системе («зачет», «незачет»). 2.11. Четвертные отметки выставляются во 2-11-х классах один раз четверть; 2.13. Текущие, промежуточные, годовые и итоговые отметки выставляются в баллах от 2 до 5баллов. 2.10. 3. Технологии, методики, методы, приемы оценивания 3.1. Личностные результаты Компоненты ОД Цель Вид оценки Текущая Промежуточная Годовая/Итоговая Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД. Направленность на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся. Объект Процесс формирования Уровень сформированности личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственноэтической ориентации. Процедуры Технологии, методики, методы, приемы - Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования. - Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся. - Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом). При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку. - Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). - Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (личностные УУД). «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой (личностные УУД). «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.) и другие. - оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их действия; - рефлексивные сочинения. Инструментар ий 1. Диагностическая работа, включающая задания на оценку поступков, обозначение своей жизненной позиции и т.д. 2. Наблюдение 3. Анетирование КИМы задания (вопросы) для формирования личностных УУД (достижения планируемых личностных результатов). Критерии - планируемые личностные результаты (действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающего личностный моральный выбор); - обобщенные критерии (критерии ценности): понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности. Шкала и вид отметки - Определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижения и положительные качества личности обучающихся). - Знаково-символические средства, показывающие отношение обучающихся к достигнутым результатам: цветовые, рисуночные. - Описание результатов в контексте критериев ценности. Формы фиксации - Листы наблюдения за развитием личностных качеств обучающихся; - Портфолио «Мои достижения»; - Дневник ученика; - Диагностическая тетрадь учителя; - Электронное приложение к журналу учителя; - Портфолио «Оценочная деятельность учителя предметника»; другие. 3.2. Метапредметные результаты тесты (и т.п.) для изучения личностных сфер ученика (личностных результатов). Компоненты системыоценки Цель Объект Процедуры (внутренняя накопленная оценка (таблицы оценки достижения планируемых результатов), итоговая оценка) Технологии, методики, методы, приемы Вид оценки Текущая Промежуточная Годовая/Итоговая Оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД. анализ процесса формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД оценка уровня сформированности УУД, анализ полученных результатов. Процесс формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД Сформированность регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД Наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). Письменный опрос (диагностические работы, проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе) Сформированность регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе) - «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.). - «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). - «Индивидуально-ориентированные эталоны оценки» (Г.Ю. Ксензова). «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» (Г.В. Репкина, Е.В . Заика). - «Учимся учиться и действовать»: мониторинг метапредметных универсальных учебных действий (М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая). - Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн. - Определение уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т. Фотекова (познавательные УУД). - Личностный опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой (Регулятивные УУД). - оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД; - рефлексивные сочинения. Инструментарий 1. Комплексные задания на межпредметной основе. 2. Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач. 3. Защита итогового индивидуального проекта. КИМы Задания (вопросы) для выявления уровня сформированности регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД (достижения планируемых метапредметных результатов); Критерии планируемые метапредметные результаты Шкала и вид отметки определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих уровень сформированности регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД; в соответствии с методикой диагностики). Формы фиксации - листы наблюдения за развитием регулятивных УУД, познавательных коммуникативных УУД; - портфолио «Мои достижения»; - дневник учащегося; - диагностическая тетрадь учителя; - электронное приложение к журналу учителя; - портфолио «Оценочная деятельность учителя предметника» 3.3. Предметные результаты Компоненты системыоценки Цель Объекты Процедуры Текущая анализ процесса освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операционального состава). Процесс освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операциональног о состава). Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа, защита проектов, интегрированный проект). Вид оценки Промежуточная Годовая/Итоговая оценка освоения предметных знаний и способов действий с предметным содержанием; выявление соответствия уровня сформированности способов действий с предметным содержанием требованиям к планируемым предметным результатам. освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии. освоения программного материала за четверть, полугодие, год. Действия с предметным содержанием по изучаемой теме. Умения решать учебнопознавательны учебнопрактические задачи с использованием средств, релевантных предметному содержанию. Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе). Письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии). Технологии, методики, методы, приемы - «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.). - «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). - Тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой - «Индивидуально-ориентированные эталоны оценки» (Г.Ю. Ксензова) и другие. - оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие действия с предметным содержанием; - тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой; - тест на оценку самостоятельности мышления (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой; - рефлексивные сочинения. ИнструментаПродуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего рий информационного продукта. КИМы задания (вопросы) для выявления уровня сформированности действий с предметным содержанием (достижения планируемых предметных результатов); Критерии планируемые предметные результаты Шкала и вид отметки определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижение предметных результатов; в соответствии с методикой оценки); принятые в классе оценочные шкалы: «5-балльная шкала», «волшебные линеечки», «столбики», «отметки-баллы», «отметки-заметки» и т.п. Формы фиксации «листы достижений», «оценочные листы», «карты оценки», «таблицы требований»и т.п. - Оценочные листы. - Листы индивидуальных достижений. - Таблицы требований к результатам. - Рабочие тетради. - Тетради проверочных, контрольных и диагностических работ. - Дневники обучающихся. - Портфолио «Мои достижения». - Диагностическая тетрадь учителя. - Журнал учителя. - Электронное приложение к журналу учителя. - Портфолио «Оценочная деятельность педагога». 3.4. Оценка предметных результатов представляет собой оценку обучающимся планируемых результатов в урочной деятельности по достижения предметам учебного плана школы. 3.5. При оценки достижения учащимся планируемых результатов во внеурочной деятельности используется безотметочная система оценки. 3.6. Реальные достижения школьников могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения базового уровня. 4. Текущий, промежуточный, итоговый контроль 4.1. Регламентируется Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и порядке перевода обучающихся общеобразовательного учреждения. 4.2. Для оценки достижения планируемых результатов используются различные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: • стартовые диагностические работы на начало учебного года; • рубежные контрольные работы в конце учебных четвертей • интегрированные (комплексные) контрольные работы; • тематические проверочные (контрольные) работы; - проекты; • практические работы; • творческие работы; • диагностические задания; • самоанализ и самооценка. 4.3. Диагностические, тестовые, проверочные, контрольные работы могут быть как в печатном, так и в электронном виде. 4.4. Учитель-предметник может разработать контрольно-измерительные (тестовые, проверочные, контрольные) задания самостоятельно или использовать разработанные ранее диагностические, проверочные материалы. Разработанные учителем-предметником контрольно-измерительные материалы рассматриваются на заседании методического совета школы и утверждаются директором общеобразовательного учреждения. 5. Критерии оценки предметных результатов 5.1. Критериями оценки образовательных результатов являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, урок. 5.2. Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия. 5.3. На персонифицированную итоговую оценку на определенном уровне образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующий уровень образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты. 5.4. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. 6. Критерии оценки личностных и метапредметных результатов 6.1. Личностные результаты выпускников в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов не подлежат итоговой оценке. 6.2. Их оценка осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. 6.3. Метапредметные результаты включают в себя способность использовать универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия в учебной, познавательной и социальной практике; умение самостоятельно планировать, осуществлять образовательную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию. 6.4. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур: комплексной работы, интегрированного зачета, защите индивидуального проекта и др. 6.5. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. 7. Ведение документации 7.1. Документация учителя-предметника: 7.1.1. Рабочая программа учителя разрабатывается по каждому предмету на учебный год (уровень обучения), служит основой планирования педагогической деятельности учителя, создания методических разработок по курсу. 7.1.2. Классный и электронный журнал – являются главными документами учителя, заполняются в обязательном порядке в соответствии с рабочей программой учителя-предметника. Текущие, промежуточные и итоговые отметки выставляются учителем в классный и/или электронный журналы. 7.1.3. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год. 7.1.4. Для корректировки своей работы учитель по окончанию каждой учебной четверти проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности обучающихся, учитывая следующие данные: • динамику развития учащихся за учебный период; • уровень усвоения школьниками знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ, разноуровневых контрольных работ и др.); • процент обучающихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ); • уровень сформированности образовательной деятельности детей; • сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании рабочей программы учителя по предмету, классного журнала); • выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению. 7.2. Документация классного руководителя По окончании учебной четверти и в конце учебного года классный руководитель: • выставляет в Ведомость итоговых оценок в классном журнале итоговые отметки по предметам учебного плана; • оформляет личное дело ученика; • в течение учебного года сопровождает и контролирует деятельность обучающихся по ведению «Портфолио» - папки индивидуальных достижений. 7.3. Документация обучающихся 7.3.1. Для отслеживания динамики учения и обучения учащихся школы должны иметь специальные папки - «Портфолио ученика», в которых отражаются тексты и результаты тестово-диагностических, текущих проверочных работ, «карты знаний», оценочные листы к данным работам, творческие работы, проекты и др. 7.3.2. Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку используется рабочая тетрадь ученика. Учитель осуществляет проверку работ в данной тетради по предъявлению учащегося. 7.3.3. Для мониторинга уровня учения и обучения учащихся используется «Тетрадь для контрольных и тестовых работ». Данная тетрадь заводится по решению учителя и методического объединения. 7.3.4. Для определения стартовых возможностей ученика в начале года и подведения итогов года используется «Тетрадь для стартовых и итоговых работ». Данная тетрадь заводится по каждому предмету, выносимому на промежуточную, итоговую аттестацию, на определенный уровень обучения (начальная школа, основная школа, старшая школа), в ней отражаются тексты и результаты всех стартовых и итоговых работ. 7.4. Документация администрации 7.4.1. В своей деятельности администрация общеобразовательного учреждения может использовать по мере необходимости документацию учителей-предметников, обучающихся для создания целостной картины реализации и эффективности развивающего обучения в школе. 7.4.2. Материалы, получаемые от участников образовательного процесса, заместитель директора по учебно-воспитательной работе классифицирует с целью определения динамики в образовании учащихся на уровнях получения образования. (Положение о внутреннем мониторинге качества образования в общеобразовательном учреждении). 7.4.3. По итогам учебного года на основе полученных материалов заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» зоны, достижения и трудности как обучающихся, так и педагогов и на их основе определяет стратегические задачи на последующий год обучения. 8. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности 8.1. Общение между учителями, учащимися, родителями и администрацией школы строится на условиях равноправного сотрудничества: каждый из участников образовательного процесса имеет право на самооценку собственной деятельности, на свое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим. 8.2. Обучающиеся имеют право: • на собственную оценку своих достижений и трудностей; • на самостоятельный выбор сложности проверочных заданий; • на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни, так же как и на оценку навыков; • представить результаты своей деятельности в форме «Портфолио» личных достижений и публично их защитить; • на ошибку и время на ее ликвидацию. 8.3. Обучающиеся обязаны: • проявлять по возможности оценочную самостоятельность в учебной работе; • осваивать способы осуществления контроля и оценки/самооценки образовательных результатов; • иметь рабочие тетради, тетради для контрольных, диагностических работ, в которых отражается контрольно-оценочная деятельность. 8.4. Учитель имеет право: • иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся; • самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений учащихся. 8.5. Учитель обязан: • соблюдать основные принципы системы оценки образовательных результатов обучающихся; • соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности обучающихся; • работать над формированием у учащихся самоконтроля и самооценки; • оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но и уровень развития, степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания; • фиксировать динамику развития и обученности обучающегося относительно его собственных возможностей и достижений; • вести учет продвижения учащихся в классном журнале; • доводить до сведения родителей (законных представителей) достижения и успехи обучающихся. 8.6. Родитель (законный представитель) имеет право: • знать о принципах и способах оценивания достижений учащихся в школе; • получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка; • получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей в обучении ребенка. 8.7. Родитель (законный представитель) обязан: • • информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях; посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей. 9. Ответственность сторон 9.1. При нарушении основных принципов оценки образовательных результатов обучающихся при освоении образовательной программы общего образования одной из сторон образовательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в порядке, установленном Уставом общеобразовательного учреждения. 9.2. Нарушение правил оценочной деятельности является предметом административного разбирательства и общественного порицания. 10. Внесение изменений 10.1. Внесение изменений в настоящее Положение осуществляется на основании изменений нормативно-правового законодательства, рассматривается на заседании педагогического совета школы, утверждается директором общеобразовательного учреждения. 10.2. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.