Акатнова Татьяна Анатоль евна Подписан: Акатнова Татьяна Анатольевна DN: C=RU, OU=директор, O=" МОУ ""Ломоносовская школа №3""", CN=Акатнова Татьяна Анатольевна, E=LOMSHKOLA@YA.RU Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2023.08.29 08:58:25+03'00' Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0 ПРИНЯТ на заседании Педагогического совета МОУ «Ломоносовская школа №3» Протокол № 1 от 29.08.2023 г. СОГЛАСОВАН с Управляющим советом МОУ «Ломоносовская школа №3» Протокол №1 от 29.08.2023 УТВЕРЖДЕН приказом директора МОУ «Ломоносовская школа №3» от 29.08.2023 №243 Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья 1. Общие положения 1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией (далее - ПМПК). 1.2. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья производится на основе: Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 4 августа 2023 года, с учетом требований ФГОС начального общего образования, утвержденного Приказом Минпросвещения России № 286 от 31 мая 2021 года, с изменениями от 8 ноября 2022 года, с учетом требований ФГОС ООО, утвержденного соответственно Приказом Минпросвещения России № 287 от 31 мая 2021 года с изменениями от 8 ноября 2022 года и ФГОС СОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России № 413 от 17.05.2012 г с изменениями от 12 августа 2022 года; Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 N115 "Об Утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" с изменениями от 11 февраля 2022 года (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022г. №69); федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"", Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" 2. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ 2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медикопедагогической коррекции. 2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах: 1) в образовательной организации; 2) вне образовательной организации: по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования - на дому или в медицинских организациях, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. 2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются адаптированные образовательные программы. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора. 2.4. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 2.5. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии. 2.6. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным образовательным программам: - сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ МО и Н РФ от 19.12.2014г. №1598), - для обучающихся с ОВЗ при обучении по адаптированным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но не более чем до шести лет. - для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год. 2.7. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам в образовательной организации создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. 2.8. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательной организации и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. 2.9. Доступность образовательной среды образовательной организации предполагает: доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального мест; 2.10. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в следующих формах: 1) урочной и внеурочной деятельности; 2) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 3) сетевой и др. 2.11. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются: 1) бесплатным питанием; 2) бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков и других специалистов по необходимости. 2.11. Продолжительность учебного занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для классов, в которых обучаются дети с ОВЗ составляет не более 45 минут. 2.12. Организация рабочего пространства детей с ОВЗ должна соответствовать санитарным нормам и правилам, в частности при расположении парт (столов) используемых при организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, следует учитывать особенности физического развития обучающихся. Обучение классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в первую смену. Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5 дневной учебной неделе. 2.14. В системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ предусматривается создание специальных условий проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. 2.15. Государственная итоговая аттестации на уровне основного общего образования для обучающихся с ОВЗ регламентируется Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 189/1513. 2.16. Государственная итоговая аттестации на уровне среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ регламентируется Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512. 2.17. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам". 2.13. 3. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы), выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании). 4. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной форме 4.1. Образование обучающихся с ОВЗ организовано совместно с другими обучающимися (инклюзивно). 4.2. Количество обучающихся в классе определяется исходя из максимального количества детей с ОВЗ в классах в зависимости от категории обучающихся и вариантов программы. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 6 обучающихся при получении образования совместно с другими обучающимися. 3.5.При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ на основе адаптированной образовательной программы. 3.6.Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют педагогпсихолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед и/или другие специалисты, указанные в рекомендациях ПМПК. 3.8.Специалистами осуществляется обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения адаптированных общеобразовательных программ по запросу классных руководителей или родителей (законных представителей). 3.9.Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляющих суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ дополняется коррекционными учебными курсами внеурочной деятельности. 5. Особенности реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 5.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм обучения и осуществляется в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе образовательной организации при отсутствии медицинских противопоказаний. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении обучающихся с ОВЗ, должны предусматривать возможность приема и передачи информации в доступных для них формах. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 6.2. Положение размещается на официальном сайте ОО в сети Интернет, на информационном стенде, а также доводится до сведения родителей (законных представителей) Обучающихся на родительских собраниях. 6.3. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.4. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.5.1. настоящего Положения. 6.5. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.