Положение о портфолио

Акатнова
Татьяна
Анатольевна

Подписан цифровой подписью:
Акатнова Татьяна Анатольевна
DN: C=RU, OU=директор, O="МОУ ""
Ломоносовская школа №3""", CN=
Акатнова Татьяна Анатольевна, E=
LOMSHKOLA@YA.RU
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Расположение:
Дата: 2022.08.31 15:13:58+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.0.2

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МОУ «Ломоносовская школа №3»
Протокол № 1 от 30.08.2022

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МОУ «Ломоносовская школа №3»
от 31.08.2022 № 381

Положение
о портфолио обучающегося в школе
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося школы (далее – Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 29 декабря 2022 года,
ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных Приказами
Минпросвещения Российской Федерации №286 и №287 от 31 мая 2021 года с
изменениями на 18 июля 2022 года, ФГОС среднего общего образования, утвержденного
соответственно Приказом Минобрнауки России №413 от 17 мая 2012 года с изменениями
на 12 августа 2022 года, постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 года №
1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая
образовательная среда», а также Уставом общеобразовательной организации и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение о портфолио обучающегося в школе устанавливает порядок
формирования, структуру и содержание портфолио индивидуальных достижений
учащегося общеобразовательной организации, определяет участников его формирования
и их обязанности, критерии оценивания портфолио.
1.3. Данное Положение о портфолио учащихся разработано в целях создания условий
концепции профильного обучения в школе, внедрения системы учета внеучебных
достижений обучающихся в рамках реализации федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, реализующих соответствующие программы общего образования.
1.4. «Портфель личных достижений» (далее – Портфолио) – это индивидуальная папка
обучающегося, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные
достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной,
коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в образовательной
организации.
1.5. Портфолио — это комплекс документов, представляющих совокупность
сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений,
выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является
составляющей рейтинга обучающихся. 1.6. Портфолио служит для сбора информации о
продвижении обучающегося в образовательной деятельности, для оценки достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального

общего, основного общего и среднего общего образования, отвечающих требованиям
стандарта к основным результатам начального, основного и среднего общего образования,
а также для представления личности обучающегося при переходе на следующий уровень
образования.

2. Цели и задачи Портфолио
2.1. Целью составления Портфолио является:



собрание и систематизация результатов развития обучающегося, его усилий,
достижений в различных областях;
демонстрация спектра его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений,
способностей практически применять приобретенные знания и умения.

2.2. Портфолио способствует решению следующих педагогических задач:












создать для каждого обучающегося ситуацию переживания успеха;
содействовать индивидуализации образования обучающегося; закладывать
дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность
родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной
деятельности со школой; поддерживать высокую учебную мотивацию
обучающихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и
организовывать собственную образовательную деятельность;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности
обучающихся.
2.3. Портфолио реализует следующие функции образовательной деятельности:
диагностическая – позволяет проследить личностный рост обучающегося,
формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности
эмоциональной жизни обучающегося и учитывать это в общении;
контролирующая и оценивающая – оценка своих достижений в образовательной
деятельности помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи,
проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда;
воспитательная – осознание в себе обучающегося, человека, ценностных
ориентаций; функция творческого развития (рейтинговая) – позволяет проявить
творческие способности обучающегося и показывает диапазон навыков и умений.

3. Порядок формирования Портфолио
3.1. Портфолио обучающегося по программе начального общего образования является
одной из составляющих «портрета» выпускника начальной школы и играет важную роль
при переходе в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих
«портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс
для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.3. Период составления Портфолио:




4 года (1 - 4 классы начального общего образования);
5 лет (5 - 9 классы) основного общего образования.

3.4. Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях,
также может сохраняться и в электронном виде.
3.5. В формировании Портфолио обучающегося участвуют обучающиеся, родители
(законные представители), классный руководитель, педагог-психолог, учителяпредметники, педагоги дополнительного образования, администрация
общеобразовательной организации.
3.6. При оформлении Портфолио должны соблюдаться следующие требования:
систематичность и регулярность ведения Портфолио; достоверность сведений,
представленных в Портфолио; аккуратность и эстетичность оформления; разборчивость
при ведении записей; целостность и эстетическая завершенность представленных
материалов; наглядность; сохранность Портфолио.
3.7. Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с
обучающимися и родителями (законными представителями) в начале обучения.
3.8. Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть Портфолио (после контрольных
работ), разъясняет обучающемуся порядок пополнения Портфолио.
3.9. Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет
право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления,
отражающие его индивидуальность. Если какой-либо материал обучающийся перестанет
считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме
результатов обязательной части.
3.10. Учет документов, входящих в Портфолио, осуществляет классный руководитель,
который оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования Портфолио,
осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами
дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио.
3.11. Родители (законные представители) оказывают помощь классному руководителю в
руководстве самостоятельной работы обучающихся по формированию и оцениванию
Портфолио.
3.12. На каникулы Портфолио выдается домой для доработки и знакомства родителей
(законных представителей) с его содержанием.
3.13. Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое
знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на
классного руководителя.

4. Участники работы над Портфолио и их функциональные обязанности
4.1. Участниками работы над Портфолио являются обучающиеся, их родители (законные
представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного
образования и администрация общеобразовательной организации.

4.2. Обязанности обучающегося:



оформлять Портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи
вести аккуратно, самостоятельно и систематически;
обучающийся имеет право включать в накопительную папку дополнительные
разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

4.3. Обязанности родителей (законные представители): помогать в оформлении
Портфолио и осуществлять контроль за наполнением Портфолио.
4.4. Обязанности классного руководителя:






консультировать и помогать, сотрудничать, определять направленный поиск,
обучать основам ведения Портфолио;
организовывать учебно-воспитательную работу с обучающимися, направленную
на их личностное и профессиональное самоопределение;
осуществлять посредническую деятельность между обучающимися, учителямипредметниками и педагогами дополнительного образования;
осуществлять контроль пополнения обучающимися Портфолио;
классный руководитель оформляет итоговые документы на основании
сертифицированных материалов, представленных в Портфолио, и несѐт
ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом
документе.

4.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:



организовывать проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или
образовательной области;
разрабатывать и внедрять систему поощрений за урочную и внеурочную
деятельность по предмету.

4.6. Обязанности администрации общеобразовательной организации:




заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и
осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по
реализации технологии Портфолио в образовательной деятельности школы;
директор школы разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу,
обеспечивающую ведение Портфолио, а также распределяет обязанности
участников в образовательной деятельности, создает условия для мотивации
педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее
руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии
Портфолио в практике работы общеобразовательной организации.

5. Структура и содержание Портфолио обучающегося
5.1. С целью сохранения индивидуальности Портфолио каждого обучающегося как
средства самовыражения рекомендуется не ставить ребенка в строгие рамки и
предлагается его примерное содержание.

Портфолио индивидуальных достижений обучающегося может включать в себя
следующие разделы:








титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя,
отчество, образовательную организацию, класс, контактную информацию и фото
обучающегося (по желанию родителей (законных представителей) и
обучающегося);
«Мой Мир» («Мой портрет»), (личные сведения об обучающемся) (см.
Приложение 1);
«Портфолио работ»;
«Портфолио достижений, документов»;
«Портфолио отзывов»;
«Разные разности» (заполняется ребенком при его желании и по его усмотрению).

5.2. Раздел «Мой Мир» («Мой портрет») может включать в себя:







личные данные обучающегося;
данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребѐнка, занесѐнные им в
Портфолио самостоятельно на добровольной основе;
информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер,
способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования,
самопознания: результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам
анкетирования и тестирования; описание целей, поставленных обучающимся на
определенный период, анализ их достижений;
результаты проведенной работы по профессиональному и личностному
самоопределению;
другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.

5.3. Раздел «Портфолио работ» включает в себя выборку детских работ – формальных и
творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым
предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий,
реализуемых в рамках образовательной программы общеобразовательной организации.
Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой
диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным
предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность
демонстрировала нарастающие успешность, объѐм и глубину знаний, достижение более
высоких уровней формируемых учебных действий. Этот раздел включает в себя:




выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие динамику
формирования универсальных учебных действий и динамику развития
компетентностей обучающегося, исследовательские работы и рефераты
(указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц,
иллюстраций и т.п.);
проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно
приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном
варианте);












техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа,
дается ее краткое описание, фотографии);
работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре
(указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и
концертах);
занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных
курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность
занятий и их результаты);
участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его
проведения, достигнутый результат);
участие в конференциях, учебных семинарах, лагерях (указывается тема
мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем
обучающегося);
участие в спортивных мероприятиях (указываются сведения об участии в
соревнованиях, наличии спортивного разряда); иная информация, раскрывающая
творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.

5.4. В раздел «Портфолио достижений, документов» входят сертифицированные
(документированные) индивидуальные достижения обучающихся. Этот раздел может
включать в себя отражение результатов участия:







в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, как
нетелекоммуникационных, так и дистанционных, проектах различного уровня школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного
образования, культурно-образовательными фондами и др;
образовательные тестирования и курсы по предметам; в конкурсах и
мероприятиях, организованными муниципальными и региональными органами
управления;
в спортивных соревнованиях и др.

5.5. Совокупность данных материалов должна давать достаточно объективное, целостное
и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, – об
основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее
значимых аспектах обучения в школе.
5.6. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в
целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учѐтом основных
результатов начального, основного, среднего общего образования, закреплѐнных в
федеральных государственных образовательных стандартах.
5.7. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть
представлена только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической
безопасности и эмоциональному статусу обучающегося.
5.8. «Портфолио отзывов» может включать в себя:







систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и
листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными
действиями, которые ведут учителяпредметники, классные руководители,
школьный психолог и другие непосредственные участники образовательной
деятельности;
характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности,
представленные учителями, родителями (законными представителями),
педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями
общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
анализ самим обучающимся своей деятельности (заключения о качестве
различных работ, в которых принимал личное участие обучающийся, рецензия на
статью, проект, исследовательскую работу, благодарственные письма).

5.9. Раздел «Разные разности» или «Всякая всячина» заполняется самим обучающимся и
по его усмотрению (фотоматериалы, презентации и т.д.).

6. Критерии оценивания Портфолио
6.1. Анализ и оценка отдельных составляющих Портфолио ведѐтся с позиций достижения
планируемых результатов освоения начального общего, основного общего и среднего
общего образования.
6.2. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего
Портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как
качественной, так и количественной.
6.3. Оценивать материалы Портфолио должен обучающийся с помощью взрослых
(родителей (законных представителей), учителя). Начиная со 2 класса обучающийся
проводит самооценку материалов Портфолио по качественной шкале: «нормально»,
«хорошо», «отлично».
6.4. Оценка как отдельных составляющих, так и Портфолио в целом ведѐтся на
критериальной основе. Критерии оценки вырабатываются обучающимися и классным
руководителем совместно и вкладываются в Портфолио.
6.5. При оценке отдельных составляющих Портфолио используется уровневая система
оценивания, принятая в системе оценивания предметных результатов (традиционная
система отметок по 5-балльной шкале). Достижение базового уровня оценки
интерпретируется как безусловный учебный успех ребѐнка, как исполнение им
требований стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачѐт») (см.
Приложение 2).
6.6. Оценка Портфолио проводится не реже 1 раза в полугодие, суммируется по каждому
виду деятельности и вносится в итоговый документ «Сводную ведомость» на каждого
учащегося (см. Приложение 3).
6.7. Количественная оценка материалов Портфолио складывается из следующих
обязательных составляющих:








результатов итоговой аттестации (средний балл);
результатов участия в олимпиадах;
результатов участия в научно-практических конференциях;
результатов спортивных достижений и конкурсов в рамках дополнительного
образования;
результатов личностных и метапредметных достижений;
динамики развития обучающегося.

6.8. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов
Портфолио, делаются выводы:






о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов
действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность
продолжения образования на уровнях основного общего образования;
о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к
самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач;
об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и
саморегуляции.

6.9. Материалы Портфолио допускают проведение независимой внешней оценки. Оценка
выставляется педагогами-экспертами (учителем данного класса, несколькими учителями
других классов; возможно привлечение представителя администрации
общеобразовательной организации).
6.10. В конце учебного года классный руководитель вносит результаты оценки Портфолио
обучающихся в «Сводную итоговую ведомость класса» (см. Приложение 4). Сводные
ведомости утверждаются директором, заверяется печатью общеобразовательной
организации и сдаются заместителям директора для осуществления внутреннего
мониторинга качества образования.

7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося в школе является нормативным
локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность,
принимается на Педагогическом Совете и утверждаются (вводится в действие) приказом
директора общеобразовательной организации.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
7.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. данного
Положения.

7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».