Акатнова Татьяна Анатольевна Подписан цифровой подписью: Акатнова Татьяна Анатольевна DN: C=RU, OU=директор, O="МОУ "" Ломоносовская школа №3""", CN= Акатнова Татьяна Анатольевна, E= LOMSHKOLA@YA.RU Основание: Я являюсь автором этого документа Расположение: Дата: 2022.08.31 15:13:58+03'00' Foxit PDF Reader Версия: 12.0.2 ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МОУ «Ломоносовская школа №3» Протокол № 1 от 30.08.2022 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МОУ «Ломоносовская школа №3» от 31.08.2022 № 381 Положение о портфолио обучающегося в школе 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося школы (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 29 декабря 2022 года, ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных Приказами Минпросвещения Российской Федерации №286 и №287 от 31 мая 2021 года с изменениями на 18 июля 2022 года, ФГОС среднего общего образования, утвержденного соответственно Приказом Минобрнауки России №413 от 17 мая 2012 года с изменениями на 12 августа 2022 года, постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 года № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда», а также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Данное Положение о портфолио обучающегося в школе устанавливает порядок формирования, структуру и содержание портфолио индивидуальных достижений учащегося общеобразовательной организации, определяет участников его формирования и их обязанности, критерии оценивания портфолио. 1.3. Данное Положение о портфолио учащихся разработано в целях создания условий концепции профильного обучения в школе, внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, реализующих соответствующие программы общего образования. 1.4. «Портфель личных достижений» (далее – Портфолио) – это индивидуальная папка обучающегося, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в образовательной организации. 1.5. Портфолио — это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга обучающихся. 1.6. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в образовательной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального, основного и среднего общего образования, а также для представления личности обучающегося при переходе на следующий уровень образования. 2. Цели и задачи Портфолио 2.1. Целью составления Портфолио является: собрание и систематизация результатов развития обучающегося, его усилий, достижений в различных областях; демонстрация спектра его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений, способностей практически применять приобретенные знания и умения. 2.2. Портфолио способствует решению следующих педагогических задач: создать для каждого обучающегося ситуацию переживания успеха; содействовать индивидуализации образования обучающегося; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации; укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой; поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную образовательную деятельность; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся. 2.3. Портфолио реализует следующие функции образовательной деятельности: диагностическая – позволяет проследить личностный рост обучающегося, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни обучающегося и учитывать это в общении; контролирующая и оценивающая – оценка своих достижений в образовательной деятельности помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда; воспитательная – осознание в себе обучающегося, человека, ценностных ориентаций; функция творческого развития (рейтинговая) – позволяет проявить творческие способности обучающегося и показывает диапазон навыков и умений. 3. Порядок формирования Портфолио 3.1. Портфолио обучающегося по программе начального общего образования является одной из составляющих «портрета» выпускника начальной школы и играет важную роль при переходе в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. 3.2. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. 3.3. Период составления Портфолио: 4 года (1 - 4 классы начального общего образования); 5 лет (5 - 9 классы) основного общего образования. 3.4. Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, также может сохраняться и в электронном виде. 3.5. В формировании Портфолио обучающегося участвуют обучающиеся, родители (законные представители), классный руководитель, педагог-психолог, учителяпредметники, педагоги дополнительного образования, администрация общеобразовательной организации. 3.6. При оформлении Портфолио должны соблюдаться следующие требования: систематичность и регулярность ведения Портфолио; достоверность сведений, представленных в Портфолио; аккуратность и эстетичность оформления; разборчивость при ведении записей; целостность и эстетическая завершенность представленных материалов; наглядность; сохранность Портфолио. 3.7. Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися и родителями (законными представителями) в начале обучения. 3.8. Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть Портфолио (после контрольных работ), разъясняет обучающемуся порядок пополнения Портфолио. 3.9. Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Если какой-либо материал обучающийся перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части. 3.10. Учет документов, входящих в Портфолио, осуществляет классный руководитель, который оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования Портфолио, осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио. 3.11. Родители (законные представители) оказывают помощь классному руководителю в руководстве самостоятельной работы обучающихся по формированию и оцениванию Портфолио. 3.12. На каникулы Портфолио выдается домой для доработки и знакомства родителей (законных представителей) с его содержанием. 3.13. Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя. 4. Участники работы над Портфолио и их функциональные обязанности 4.1. Участниками работы над Портфолио являются обучающиеся, их родители (законные представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация общеобразовательной организации. 4.2. Обязанности обучающегося: оформлять Портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи вести аккуратно, самостоятельно и систематически; обучающийся имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. 4.3. Обязанности родителей (законные представители): помогать в оформлении Портфолио и осуществлять контроль за наполнением Портфолио. 4.4. Обязанности классного руководителя: консультировать и помогать, сотрудничать, определять направленный поиск, обучать основам ведения Портфолио; организовывать учебно-воспитательную работу с обучающимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение; осуществлять посредническую деятельность между обучающимися, учителямипредметниками и педагогами дополнительного образования; осуществлять контроль пополнения обучающимися Портфолио; классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в Портфолио, и несѐт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе. 4.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования: организовывать проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области; разрабатывать и внедрять систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. 4.6. Обязанности администрации общеобразовательной организации: заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательной деятельности школы; директор школы разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио, а также распределяет обязанности участников в образовательной деятельности, создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы общеобразовательной организации. 5. Структура и содержание Портфолио обучающегося 5.1. С целью сохранения индивидуальности Портфолио каждого обучающегося как средства самовыражения рекомендуется не ставить ребенка в строгие рамки и предлагается его примерное содержание. Портфолио индивидуальных достижений обучающегося может включать в себя следующие разделы: титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, образовательную организацию, класс, контактную информацию и фото обучающегося (по желанию родителей (законных представителей) и обучающегося); «Мой Мир» («Мой портрет»), (личные сведения об обучающемся) (см. Приложение 1); «Портфолио работ»; «Портфолио достижений, документов»; «Портфолио отзывов»; «Разные разности» (заполняется ребенком при его желании и по его усмотрению). 5.2. Раздел «Мой Мир» («Мой портрет») может включать в себя: личные данные обучающегося; данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребѐнка, занесѐнные им в Портфолио самостоятельно на добровольной основе; информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания: результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам анкетирования и тестирования; описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений; результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению; другие сведения, раскрывающие способности обучающегося. 5.3. Раздел «Портфолио работ» включает в себя выборку детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы общеобразовательной организации. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объѐм и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Этот раздел включает в себя: выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие динамику формирования универсальных учебных действий и динамику развития компетентностей обучающегося, исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.); проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте); техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание, фотографии); работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках); другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах); занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты); участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый результат); участие в конференциях, учебных семинарах, лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося); участие в спортивных мероприятиях (указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда); иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся. 5.4. В раздел «Портфолио достижений, документов» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения обучающихся. Этот раздел может включать в себя отражение результатов участия: в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, как нетелекоммуникационных, так и дистанционных, проектах различного уровня школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.; в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования, культурно-образовательными фондами и др; образовательные тестирования и курсы по предметам; в конкурсах и мероприятиях, организованными муниципальными и региональными органами управления; в спортивных соревнованиях и др. 5.5. Совокупность данных материалов должна давать достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в школе. 5.6. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учѐтом основных результатов начального, основного, среднего общего образования, закреплѐнных в федеральных государственных образовательных стандартах. 5.7. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть представлена только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося. 5.8. «Портфолио отзывов» может включать в себя: систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителяпредметники, классные руководители, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательной деятельности; характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями (законными представителями), педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.); анализ самим обучающимся своей деятельности (заключения о качестве различных работ, в которых принимал личное участие обучающийся, рецензия на статью, проект, исследовательскую работу, благодарственные письма). 5.9. Раздел «Разные разности» или «Всякая всячина» заполняется самим обучающимся и по его усмотрению (фотоматериалы, презентации и т.д.). 6. Критерии оценивания Портфолио 6.1. Анализ и оценка отдельных составляющих Портфолио ведѐтся с позиций достижения планируемых результатов освоения начального общего, основного общего и среднего общего образования. 6.2. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего Портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной. 6.3. Оценивать материалы Портфолио должен обучающийся с помощью взрослых (родителей (законных представителей), учителя). Начиная со 2 класса обучающийся проводит самооценку материалов Портфолио по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично». 6.4. Оценка как отдельных составляющих, так и Портфолио в целом ведѐтся на критериальной основе. Критерии оценки вырабатываются обучающимися и классным руководителем совместно и вкладываются в Портфолио. 6.5. При оценке отдельных составляющих Портфолио используется уровневая система оценивания, принятая в системе оценивания предметных результатов (традиционная система отметок по 5-балльной шкале). Достижение базового уровня оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребѐнка, как исполнение им требований стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачѐт») (см. Приложение 2). 6.6. Оценка Портфолио проводится не реже 1 раза в полугодие, суммируется по каждому виду деятельности и вносится в итоговый документ «Сводную ведомость» на каждого учащегося (см. Приложение 3). 6.7. Количественная оценка материалов Портфолио складывается из следующих обязательных составляющих: результатов итоговой аттестации (средний балл); результатов участия в олимпиадах; результатов участия в научно-практических конференциях; результатов спортивных достижений и конкурсов в рамках дополнительного образования; результатов личностных и метапредметных достижений; динамики развития обучающегося. 6.8. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио, делаются выводы: о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на уровнях основного общего образования; о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач; об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. 6.9. Материалы Портфолио допускают проведение независимой внешней оценки. Оценка выставляется педагогами-экспертами (учителем данного класса, несколькими учителями других классов; возможно привлечение представителя администрации общеобразовательной организации). 6.10. В конце учебного года классный руководитель вносит результаты оценки Портфолио обучающихся в «Сводную итоговую ведомость класса» (см. Приложение 4). Сводные ведомости утверждаются директором, заверяется печатью общеобразовательной организации и сдаются заместителям директора для осуществления внутреннего мониторинга качества образования. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося в школе является нормативным локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на Педагогическом Совете и утверждаются (вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. данного Положения. 7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу