Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ломоносовская общеобразовательная школа №3»

Принято
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 29.08.2019г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУ «Ломоносовская школа №3»
_________Т.А. Акатнова
Приказ от 30.08.2019г. №352

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся
по адаптированным основным общеобразовательным программ
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
в МОУ «Ломоносовская школа №3»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет специфику, формы, порядок итоговой аттестации
выпускников школы, критерии оценки результатов.
1.2. Положение разработано в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
- Письмом Минобразования Российской Федерации от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6 «О
рекомендациях о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;
1.3. Обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной
отсталостью завершается экзаменом по профессионально-трудовому обучению.
2. Цели и задачи итоговой аттестации выпускников
2.1. Итоговая аттестация проводится с целью выявления соответствия знаний выпускников
требованиям учебных программ, умений применять их в практической деятельности,
реализации прав ребенка на получение образования, адекватного его психофизическому
здоровью.
2.2. Итоговая аттестация выпускников решает следующие задачи:
- обеспечение равных условий, прав и возможностей с обучающимися иных
общеобразовательных учреждений;
- выявление уровня социальной готовности выпускников к интеграции в общество;
- установление фактического объема сформированности практических умений и навыков,
знаний, полученных в школе;
- создание ситуации успеха.
3. Порядок проведения итоговой аттестации
3.1. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся 9 класса, освоившие
адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющие положительные годовые
отметки по всем предметам учебного плана и обучавшиеся по этому профилю труда не
менее двух последних лет.
3.2. Вопрос о допуске обучающихся к экзаменам решается педагогическим советом
МОУ «Ломоносовская школа №3» в конце учебного года, на основании которого
издается приказ по школе.
3.3. На экзамене по профессионально-трудовому обучению проверяются соответствие
знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных знаний,
умение их применять в практической деятельности.
3.4. Выпускнику, заболевшему в период итоговой аттестации, предоставляется

возможность сдать пропущенные экзамены после выздоровления.
3.5. Экзамен по профессионально-трудовому обучению выпускников 9 класса проводится в
следующих формах:
1. практическая работа и устные ответы по билетам;
2. практическая работа и собеседование;
3. практическая работа и проектная работа;
4. выполнение действий по самообслуживанию или обслуживанию дома совместно
с педагогом (практическая работа): для обучающихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью, проходящих обучение индивидуально на дому (профиль
«Хозяин дома»).
3.5.1. Экзаменационный билет по профессионально-трудовому обучению состоит из двух
теоретических вопросов, которые направлены на выявление знаний экзаменуемых по
материаловедению, специальной технологии, а также из практической экзаменационной
работы. Экзаменационные материалы составляются образовательной организацией.
3.5.2. Учитывая особенности психофизического развития обучающихся с умственной
отсталостью и важность оценки подготовленности выпускников к самостоятельной
трудовой деятельности, допускается организация экзамена по трудовому обучению в форме
практической экзаменационной работы и собеседования членов комиссии отдельно с
каждым учеником. Задача собеседования заключается в том, чтобы выявить не только
уровень теоретических знаний, умений и навыков выпускников, их дальнейшие планы, но
и определить их способность общаться со взрослыми. Собеседование проводится на основе
выполненной практической работы. В ходе беседы членами комиссии выявляется умение
выпускника рассказать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве
инструментов, станков, оборудования и приспособлений, о свойствах материалов, о
трудовых операциях и приемах работы.
3.5.3. Экзамен в форме защиты проекта может быть как групповым, так и индивидуальным.
При выборе темы и объекта индивидуального проекта учитываются программные
требования, уровень подготовки учащегося и его психофизические особенности.
Распределение обязанностей и ответственности в групповом проекте ведётся с учётом
уровня подготовки каждого отдельного учащегося и его психофизических особенностей.
3.5.4. Для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, проходящих
обучение индивидуально на дому предусмотрено выполнение действий по
самообслуживанию или обслуживанию дома совместно с педагогом (практическая работа).
3.6. Экзамен проводит экзаменационная комиссия в составе: председателя, (директор
школы или заместитель директора по УВР), членов комиссии (учитель трудового обучения
экзаменуемой группы, учителя трудового обучения или учителя общеобразовательных
дисциплин данного учреждения).
3.7. Состав экзаменационной комиссии, порядок проведения итоговой аттестации
утверждается распоряжением по школе.
3.8. Результаты экзамена оформляются протоколом. (Приложение 1, Приложение 2)
3.9. Протокол оценки учебно-трудовой деятельности за период обучения хранится 5 лет.
3.10. Сроки экзаменов определяет педагогический совет школы.
3.11. Система оценок при аттестации: пятибалльная.
4. Требования к экзаменационным материалам
4.1. Выбор формы итоговой аттестации производится на основании личного выбора

выпускника и согласовывается с родителями (обучающихся с умеренной и тяжелой
формой умственной
отсталости).
При
выборе
формы экзамена,
уровня сложности экзаменационного материала, его объема учитываются особенности
психофизического развития детей.
4.2. Одно из главных условий при составлении экзаменационных билетов для итоговой
аттестации детей с умственной отсталостью – это использование дифференцированных
заданий с учётом разнородности контингента обучающихся. Поэтому, исходя из
индивидуальных возможностей обучающихся, возможно распределение содержания
билетов условно на 3 уровня: базовый, повышенный, сниженный.
Вне зависимости от количественной наполняемости выпускного класса, количество
билетов, необходимых для экзамена, не должно быть менее 15-20. Это позволит отразить
программный материал по профилю во всей его полноте. Вопросы билетов должны
включать не менее 75% учебного материала.
4.2. Экзаменационный материал разрабатывается учителем трудового обучения
экзаменуемой группы, рассматривается на заседании методического объединения учителей
трудового обучения, технологии), утверждается директором школы.
4.3. Задания, выбираемые для защиты практической экзаменационной работы, должны
соответствовать программным требованиям.
4.4. В состав экзаменационной работы-проекта должны входить: теоретический проект,
соответствующее изделие, изготовленное экзаменуемым. К проекту прилагается защитное
слово. Объём защитного слова составляет до 7 страниц печатного текста, включая схемы,
чертежи, рисунки, фотографии. Защитное слово выполняется на листах формата А4, шрифт
№ 14, поля стандартные, включает в себя: титульный лист; содержание; введение
(актуальность темы проекта); основная часть (описание технологического процесса
выполнения проекта); экономическая часть (расчёт себестоимости проекта);
заключительная часть (самооценка выполненного проекта); список источников.
5. Подготовка к проведению экзамена
5.1. Экзаменуемые выполняют практические контрольные работы (за полугодие и учебный
год) согласно программным требованиям по данному профилю трудового обучения.
5.2. Работы хранятся у педагога и предъявляются членам комиссии на экзаменах.
5.3. Учителя трудового обучения знакомят экзаменуемых с содержанием билетов и
помогают им составить конспекты ответов. При составлении конспектов необходимо
использовать имеющиеся пособия, учебники.
5.4. Занятия
по
профессионально-трудовому
обучению
в выпускном
классе предусматривают
систематическое
повторение
ранее
пройденного
теоретического материала.
5.5. Учителям трудового обучения подготовить материалы, инструменты необходимые для
выполнения практической экзаменационной работы.
6. Порядок проведения экзамена
6.1. В форме защиты творческих проектов:
6.1.1. На представление своей экзаменационной работы (защиты творческого проекта)
отводится 20-30 мин (с учетом особенностей психофизического развития обучающихся
может быть допущен перерыв).
6.1.2. Члены комиссии изучают теоретический проект экзаменационной работы, оценивают

изделия практической экзаменационной работы, его качество. Оцениваются также другие
изделия, выполненные экзаменуемым за период обучения в выпускном классе.
6.1.3. По окончании защиты экзаменационной работы проводится собеседование по
желанию аттестационной комиссии.
6.2. В форме практической экзаменационной работы и ответов на вопросы билета или
собеседования:
6.2.1. На выполнение практической экзаменационной работы отводится 2-3 часа (с учетом
особенностей психофизического развития обучающихся может быть допущен перерыв).
6.2.2. Задания, включаемые в практическую экзаменационную работу, должны
соответствовать программным требованиям.
6.2.3. Для выполнения практической экзаменационной работы каждый экзаменуемый
получает чертеж, рисунок, знакомится с образцом - эталоном и техническими требованиями
к изделию.
6.2.4. Заготовки для выполнения данного изделия, инструменты и все приспособления,
необходимые для выполнения практической экзаменационной работы, экзаменуемый
выбирает самостоятельно.
6.2.5. Члены комиссии анализируют и оценивают процесс выполнения экзаменуемым
изделия в ходе практической экзаменационной работы и (или) качество изделия.
Оцениваются также другие изделия (не менее 3), выполненные экзаменуемым за период
обучения в выпускном классе.
6.2.6. По окончании выполнения практической работы проводится устный экзамен
(собеседование) по профилю. Между практической экзаменационной работой и устным
экзаменом (собеседованием) рекомендуется устанавливать 10-20 минутный перерыв.
6.2.7. По окончании выполнения практической экзаменационной работы проводится
собеседование по вопросам билета. На опрос каждого экзаменуемого отводится не менее
30 минут.
6.3. В форме выполнение действий по самообслуживанию или обслуживанию дома
совместно с педагогом:
6.3.1. Для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью предлагается
только практическая работа и вопросы для собеседования к ней (с вопросами учащиеся и
родители знакомятся заранее).
6.3.2. На выполнение практической экзаменационной работы отводится время в
зависимости от индивидуальных особенностей, возможностей, с учетом особенностей
психофизического развития обучающихся. При выполнении работы допускаются
перерывы.
6.3.3. Для тех обучающихся, которые не способны устно ответить на
поставленный экзаменационный вопрос экзаменационные материалы должны
содержать специальные приложения (разрезные пооперационные карты с текстом и
графическим изображением процесса выполнения операции; речевые карты с
ключевыми словами, помогающими построить связный ответ; схемы; таблицы и т.д.).
6.3.3. Для «неговорящих» детей могут быть разработаны тестовые задания по
экзаменационной практической работе.
6.4. Ответственность за организацию и проведение итоговой аттестации по предмету
возлагается на председателя экзаменационной комиссии; учителя преподающего в данном
классе; одного ассистента из числа учителей, преподающих предметы той же
образовательной области.

6.5. При разработке экзаменационных материалов
индивидуальный подход к каждой категории детей.

необходимо

осуществлять

7. Оценка результатов итоговой аттестации
7.1. Итоговая оценка за экзамен по профессионально-трудовому обучению выставляется на
основании оценок, занесенных в протокол: за год, практическую экзаменационную работу
и устный ответ. Решающее значение имеет оценка за практическую экзаменационную
работу.
7.2. Итоговая оценка «5» выставляется, если на «5» выполнена практическая
экзаменационная работа. На «5» или «4» оценен устный ответ и в оценках за учебные
четверти выпускного класса нет «3».
7.3. Итоговая оценка «4» выставляется, если на «4» выполнена практическая
экзаменационная работа, на «5» или «4» оценен устный экзаменационный ответ и в
оценках, занесенных в протокол нет «3».
7.4. Итоговая оценка «4» выставляется, если на «5» выполнена практическая
экзаменационная работа, на «3» оценен устный ответ или по итогам учебных четвертей в
выпускном классе было не более двух «3».
7.5. Итоговая оценка «3» выставляется, если на «3» выполнена практическая
экзаменационная работа, на «4» или «3» оценен устный ответ и в оценках, занесенных в
протокол, нет «2».
7.6. Итоговая оценка «3» выставляется, если на «4» выполнена практическая
экзаменационная работа, на «3» оценен устный ответ и по итогам учебных четвертей в
выпускном классе было более двух «3».
7.7. В протоколе запись должна оформляться следующим образом: 5 (отлично), 4 (хорошо),
3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
8. Порядок выпуска обучающихся и выдачи документов об образовании
8.1. Выпускникам 9-х, классов прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ
государственного образца - свидетельство об обучении.
8.2. Выпуск обучающихся 9-х оформляется протоколом педагогического совета, на
основании которого издается приказ по школе.
8.3. В свидетельство об обучении выставляются итоговые оценки.
8.4. Документы об образовании выпускники получают в школе на торжественном
мероприятии, посвященном выпуску обучающихся из школы.

Приложение 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ломоносовская общеобразовательная школа №3»
"___"__________________ 20___ г.

Протокол
оценки учебно-трудовой деятельности за период обучения
_________________________________ обучающихся _______
класса
Комиссия в составе председателя _________________________________________________
(Ф.И.О.)

и членов ______________________________________________________________________
(Ф.И.О.)

_____________________________________________________________________________
оценила учебно-трудовую подготовленность выпускников и вынесла следующие
рекомендации:
№ Фамилия,
Годовая Оценка
Оценка
Итоговая Рекомендации
п/п имя,
оценка практической собеседования; оценка
комиссии
отчество
работы
устного ответа
выпускника
1.
2.
3.
4.

Председатель комиссии ______________ ______________________
Члены комиссии:
______________ _____________________
______________ _____________________
______________ _____________________

Приложение 2
ПРОТОКОЛ
экзамена по _________________________________________________________________ в
___ классе муниципального общеобразовательного учреждения «Ломоносовская
общеобразовательная школа №3».
Форма экзамена _______________________________________________________________
Ф.И.О. председателя экзаменационной комиссии:
_____________________________________________________________________________
Ф.И.О. экзаменующего учителя:
_____________________________________________________________________________
Ф.И.О. ассистентов:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
На экзамен явились допущенные к нему: _______________ чел.
Не явились: ______________ чел.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя неявившихся)

Экзамен начался в ___________ час ___________ мин.
Экзамен закончился в ___________ час ___________ мин.
№ п/п

Фамилия, имя
обучающегося

№ варианта;
№ билета

Оценка за
экзамен

Итоговая
оценка

1.
2.
3.
4.
Особые мнения комиссии:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата проведения экзамена: ____________________________________________________
Дата внесения в протокол оценок: ______________________________________________
Председатель экзаменационной комиссии:_______________________________________
Экзаменующий учитель: ______________________________________________________
Ассистенты:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».