«ПРИНЯТО» Протокол педагогического совета МОУ «Ломоносовская школа №3» от 23.03.2020г. №6 «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Ломоносовская школа №3» ___________ Т.А. Акатнова Приказ от 23.03.2020г. №232 ПОЛОЖЕНИЕ об организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение устанавливает правила реализации в МОУ «Ломоносовская школа №3» (далее Школа) общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: o Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.16); o Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ o Приказом Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 года № 104 « Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» o Методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ от 20 марта 2020 года № 104 «Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» o • «Концепцией модернизации российского образования на период до 2025 года»; o • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23августа 2017 г. N 816 «Об утверждении применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; o • Уставом школы. Общие положения Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися. Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий учащихся; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны школы, а также регулярный систематический контроль и учет знаний обучающихся. Дистанционные технологии обучения могут реализовываться комплексно с формами обучения, предусмотренными Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»: дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников; школа вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения общего образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных или практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся, групповых проектах и могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса. (Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ст.16, 17 ); школа доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ДОТ, обеспечивающую возможность их выбора (в форме уведомления и получения согласия от родителей), дистанционные образовательные технологии обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения; при дистанционном обучении используются специализированные ресурсы Интернет, предназначенные для дистанционного обучения, и иные информационные источники Сети (электронные библиотеки, банки данных, базы знаний и т.д.) – в соответствии с целями и задачами изучаемой образовательной программы и возрастными особенностями обучающихся. Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр основными элементами системы ДОТ являются: образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности (таблица ресурсов прилагается); формы ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. 2. Цели и задачи 2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, предоставление детям с ОВЗ возможности получения образования по индивидуальной программе на дому; обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, • повышение качества образования учащихся в соответствии с их потребностями, способностями и интересами; • • интеграция дистанционного обучения с классическими формами обучения с целью повышения их эффективности; • реализация дополнительного образования одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; • стимулирование и развитие потребности у обучающихся в получении дополнительных научных знаний и интереса к науке, способности к личностному самоопределению и самореализации; • создание условий для более полного удовлетворения потребностей обучающихся в области образования без отрыва от основной учѐбы; • организация образовательного процесса в актированные дни, период карантина и пр. 2.2. Использование дистанционных образовательных технологий способствует решению следующих задач: o Созданию условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения; o Повышению качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий; o Открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время; o Созданию единой образовательной среды Школы; o Повышению эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся; o Повышению эффективности организации учебного процесса. 2.3. Основными принципами применения ДОТ являются: o Принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания; o Принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; o Принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационнообразовательной среды; o Принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения; o Принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; o Принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; o Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. 2.4. Основными направлениями деятельности являются: o Обеспечение возможности применения в учебной деятельности ДОТ; o Обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин; o Обеспечение процесса обучения в условиях болезни обучающегося, карантинных мероприятий в классе и школе; o Обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах. 3. Организация процесса дистанционного обучения в школе 3.1 Права и обязанности учащихся, осваивающих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, далее ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации. 4. Участники образовательного процесса с использованием ДОТ 4.1. Участниками образовательного процесса с использованием ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники Школы, родители (законные представители) обучающихся. 4.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающие общеобразовательные программы с использованием ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации. 4.3. Образовательный процесс с использованием ДОТ организуется для обучающихся по основным направлениям учебной деятельности. 4.4. Учителям планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания; 4.5. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ДОТ, вправе применять имеющиеся средства обучения или создавать собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС НОО и ООО, АООП, ФКГОС. 4.6. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов, владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.). 3.6.Учителя вносят изменения в рабочие программы по предметам, корректируют темы уроков с возможностью перестановки тем 3.7.При переходе на ДОТ необходимо учитывать требования САНПиНа А)Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера не более – 1-2кл-15мин 3-4кл-15мин 5-7кл-20мин 8-11кл- 25мин Б)Прослушивание аудиозаписей не более- 1-2кл-20мин 3-4кл-20мин 5-7кл-25мин 8-11кл- 25мин 5. Организация дистанционного обучения 5.1. Для организации обучения и использованием ДОТ, осуществления контроля результатов обучения Школа обеспечивает идентификацию личности обучающегося на образовательной онлайн-платформе путем регистрации и выдачи персонального пароля. 5.2. В целях соблюдения норм САНПиНа время проведения дистанционного урока должно быть сокращено до 30 минут. 5.3. При использовании ДОТ осуществляются следующие виды учебной деятельности: o Самостоятельное изучение учебного материала; o Учебные занятия (лекционные и практические); o Консультации; o Текущий контроль; o Промежуточная аттестация. 5.4. При дистанционном обучении используются специализированные ресурсы Интернет, предназначенные для дистанционного обучения, и иные информационные источники Сети (электронные библиотеки, банки данных, базы знаний и т.д.) – в соответствии с целями и задачами изучаемой образовательной программы и возрастными особенностями обучающихся. Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. 5.5 Формы ДОТ o Классическое дистанционное обучение. Чтобы реализовать дистанционное обучение в этой форме, учителю достаточно подготовить и направить ученикам материалы для самостоятельного изучения тем. К каждой теме учитель планирует «контрольные точки» – задания, с помощью которых можно оценить, усвоил школьник тему или нет. Контрольные точки также решают проблему с накопляемостью оценок. Педагог в электронном журнале в графе «Домашнее задание» указывает материалы по теме, которые ученики должны изучить. Это могут быть параграфы из учебника, правила и упражнения к ним, литературное произведение. В журнале педагог также указывает форму отчета школьников о работе. К каждой теме учитель выбирает контрольные материалы. o Онлайн-уроки. Для организации работы в этой форме учитель должен обладать необходимыми ИКТ-компетенциями: уметь пользоваться как базовыми компьютерными возможностями, так и расширенным пакетом ПО. В расширенный пакет ПО входят программы и сайты, с помощью которых можно проводить онлайн-трансляции уроков или направлять уже существующие материалы школьникам, как в РЭШ или МЭШ, Учи.ру, Якласс и др. o Смешанная форма. Подразумевает чередование форматов обучения. Педагог планирует для разных тем разные виды деятельности. Например, дать школьникам параграф из учебника на самостоятельное изучение, а потом провести фронтальный опрос в рамках онлайн-трансляции 5.6.Организация обучения с использованием ДОТ в Школе осуществляется по 2 моделям: Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися; Модель опосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися; 5.7. Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения. Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами. 5.8. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся: Обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на заключительных этапах; Обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ; Обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах); 5.9 Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися регламентируется Рабочим листом (Приложение №1) либо индивидуальным учебным планом обучающегося. 5.10. В Рабочем листе определяется объем задания для самостоятельного изучения; сроки консультаций; объем учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию; сроки и формы текущего контроля, промежуточной аттестации. 5.11. Школа ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронноцифровой форме в соответствии с требованиями законодательства РФ. 5.12. При оценке результатов обучения Школа обеспечивает контроль соблюдения условий проведения оценочных мероприятий, в соответствии с внутренним Положением о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Оцениванию подлежат работы, направленные на развитие самостоятельности обучающихся при изучению нового материала, закреплению пройденного, проверки качества знаний, работы творческого характера. Оценивание происходит по пятибалльной шкале. Формы текущего контроля при дистанционной форме обучения: письменный; устный; комбинированный. Письменный контроль предполагает письменный ответ обучающегося на бумажном или электронном носителе. Допустимо оценивать фотоотчет выполненного задания.. Устный контроль предполагает ответ в виде аудиозаписи. 5.13. При использовании в сети дистанционных образовательных технологий (РЭШ, МЭО, Учи.ру и др.) режим оценивания off-line базируется на тех критериях, которые приняты по данному предмету в сети. В системе оценивания on-line эти критерии заложены технологически. 5.14. У обучающихся с ОВЗ, которые обучаются по индивидуальным учебным планам, текущий контроль осуществляется только по предметам, включѐнным в их индивидуальный план. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю только по предметам, включенным в этот план. 5.15. Текущий контроль обучающихся 1-х классов в течение учебного года осуществляется без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по 5балльной шкале 5.16. Промежуточная аттестация обучающихся в дистанционном режиме проводится при обучении по любой образовательной программе в конце учебного года . Ответственность за организацию и проведение промежуточной аттестации возлагается заместителя директора по учебной работе. 5.17. К промежуточной аттестации допускаются учащиеся, которые успешно справились с текущей аттестацией по всем темам, включѐнным в модуль изучаемого материала. Решение о формах промежуточной аттестации для конкретного учащегося и о допуске к промежуточной аттестации принимает учитель-предметник совместно с заместителем директора по учебной работе на основании мониторинга текущей успеваемости учащихся. (Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждено приказом директора №301 от 31.08.2016г №301) 5.18. Учащимся, не прошедшим промежуточную аттестацию, назначается повторная аттестация (с использованием форм дистанционного обучения). Сроки повторной аттестации устанавливает ОУ. 6. Контроль и отчетность по ДОТ 6.1. Контролирует дистанционную форму обучения ответственный. Его назначает директор приказом. Ответственным может быть тьютор или заместитель директора по УВР .. Функции ответственного: проводить еженедельный мониторинг выставления отметок ; контролировать выполнение рабочих программ по предметам; проверять электронный журнал: накопляемость отметок и домашние задания; контролировать организацию урочной деятельности. контролировать регулярность выдачи дистанционных заданий 6.2. Функции учителя-предметника: обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме заполняет ежедневно рабочий лист по каждому классу , в котором отражает выполнение учениками заданий.(приложение1) Для этого можно использовать, например, «Google Таблицы». формирует задания и обеспечивает доступность его получения 6.3. Функции классного руководителя : o информировать родителей и обучающихся о переходе на дистанционное обучение в указанный период o информировать родителей о выборе формы дистанционного обучения в виде письменного заявления/ уведомления (форма прилагается) o информировать обучающихся о том, что переход на дистанционное обучение не освобождает от необходимости регулярной учебной работы и текущего контроля успеваемости. o проводить разъяснительную работу с обучающимися по соблюдению санитарно-противоэпидемических мер. o сообщать ежедневно задания по предметам через средства связи тем обучающимся, которые не имеют необходимой техники для возможности учиться дистанционно; 7. Заключительное положение Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового в рамках действующего нормативного законодательного регулирования в области общего образования. . Приложение №1 РАБОЧИЙ ЛИСТ НА НЕДЕЛЮ с ________ по ___________ Предмет_______________ Класс___________ № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 ФИО обучающегося Учитель______________________ 30.03.20 31.03.20 1.04.20 2.04.20 3.04.20 Замечания Онлайн-ресурсы для дистанционного обучения Ресурс Описание Российская электронная школа (РЭШ) Минпросвещения направило Методические рекомендации по работе с РЭШ в условиях дистанционного обучения Методические рекомендации по использованию условиях дистанционного обучения>> РЭШ в Московская электронная школа (МЭШ) В открытом доступе более 769 тыс. аудио-, видео- и текстовых файлов, свыше 41 тыс. сценариев уроков, более 1 тыс. учебных пособий и 348 учебников издательств, более 95 тыс. образовательных приложений Мособртв Первое познавательное телевидение, где школьное расписание и уроки представлены в режиме прямого эфира Портал «Билет в будущее» Официальный портал федерального проекта. Содержит видеоуроки для средней и старшей школы, расширенные возможности тестирования и погружения в различные специальности «Яндекс.Учебник» Более 35 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1– 5-х классов. Внутри ресурса есть автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для учеников «ЯКласс» Подойдет для контрольных точек. Учитель задает школьнику проверочную работу, ребенок заходит на сайт и выполняет задание педагога. Если ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчет о том, как ученики справляются с заданиями «Учи.ру» Интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам Платформа новой школы Ресурс для организации дистанционной формы обучения. Цель программы – формирование персонифицированной образовательной траектории в школе «Маркетплейс образовательных услуг» Каталог интерактивных образовательных материалов, учебной литературы, электронных книг, обучающих видео и курсов Онлайн-платформа «Мои достижения» Образовательный проект «Урок цифры» Материалы онлайн-школы английского языка Skyeng Материалы МЦКО: широкий выбор диагностик для учеников с 1-го по 11-й класс по школьным предметам и различным тематикам Интересные онлайн-занятия и тренажеры по ИКТ для школьников. Узнать подробнее>> Компания дала бесплатный доступ к своим материалам всем школам и вузам страны