Акатнова Татьяна Анатольевна Подписан цифровой подписью: Акатнова Татьяна Анатольевна DN: C=RU, OU=директор, O="МОУ "" Ломоносовская школа №3""", CN= Акатнова Татьяна Анатольевна, E= LOMSHKOLA@YA.RU Основание: Я являюсь автором этого документа Расположение: Дата: 2022.08.31 15:12:42+03'00' Foxit PDF Reader Версия: 12.0.2 ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МОУ «Ломоносовская школа №3» Протокол № 1 от 30.08.2022 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МОУ «Ломоносовская школа №3» от 31.08.2022 № 381 Положение о внутришкольном контроле обучающихся МОУ «Ломоносовская школа №3» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о внутришкольном контроле регулирует осуществление внутришкольного контроля, руководствуясь Конституцией РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указами Президента РФ, нормативными правовыми актами, изданными Министерством образования РФ. 1.2. Внутришкольный контроль – главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности школы. Процедуре внутришкольного контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения. 1.3. Целью ВШК является: совершенствование уровня деятельности школы; повышение мастерства учителей; улучшение качества образования в школе. 1.4. Задачи ВШК: осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования; выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных актов и принятие мер по их предупреждению; анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников; инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм и правил; изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций; анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе; оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля. 1.5. Функции ВШК: информационно-аналитическая; коррективно-регулятивная. 1.6. Директор школы и по его поручению заместитель директора или эксперты вправе осуществлять ВШК результатов деятельности работников по вопросам: соблюдения законодательства РФ в области образования; осуществление государственной политики в области образования; использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами по назначению; использование методического обеспечения в образовательном процессе; реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов; соблюдения утверждѐнных календарных учебных графиков; соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и других локальных актов школы; соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости; работы подразделений и организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы. 1.7. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается: качество учебно-воспитательного процесса на уроке; государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.); уровень знаний, умений, навыков и развитие учащихся; степень самостоятельности учащихся; владение учащимися обще-учебными навыками, интеллектуальными умениями; дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения; совместная творческая деятельность учителя и ученика, система творческой деятельности; создание условий, обеспечивающих процесс обучения, атмосферы положительного эмоционального микроклимата; умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний); способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов педагогической деятельности; умение скорректировать свою деятельность; умение обобщать свой опыт. 1.8. Методы контроля над деятельностью учителя: анкетирование; тестирование; социальный опрос; мониторинг; наблюдение; изучение документации; беседа о деятельности учащихся; результаты учебной деятельности учащихся. 1.9. Методы контроля над результатами учебной деятельности: наблюдение; устный опрос; письменный опрос; письменная проверка знаний (контрольная работа); комбинированная проверка; беседа, анкетирование, тестирование; проверка документации. 1.10. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде планированных или оперативных проверок, мониторинга, проведение административных работ. 1.11. Виды внутришкольного контроля: предварительный – предварительное знакомство; текущий – непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом; итоговый – изучение результатов работы школы, педагогов за четверть, полугодие, учебный год. 1.12. Формы внутришкольного контроля: персональный; тематический; классно-обобщающий; комплексный. 1.13. Правила внутреннего контроля: внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, другие специалисты; в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты (методисты и специалисты муниципального управления образованием, учителя высшей категории других школ); директор издает приказ о сроках проверки, теме проверки, устанавливает срок предоставления материалов, план-задание; план-задание устанавливает вопросы конкретной проверки; продолжительность тематических или комплексных поверок не должна превышать 5-10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий; эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к вопросу ВШК; об обнаруженных в ходе ВШК нарушениях законодательства Российской Федерации в области образования сообщается директору школы; экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой; при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля; в экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей без предварительного предупреждения; при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за день до посещения уроков; в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушение прав ребенка, законодательства об образовании); 1.14. Основание для внутришкольного контроля: заявление педагогического работника на аттестацию; плановый контроль; проверка состояния дел для подготовки управленческих решений; обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования. 1.15. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в школе. 1.16. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения: об издании соответствующего приказа; об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом; о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов); о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц; о поощрении работников; иные решения в пределах своей компетенции. 1.17. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки. 2. Личностно-профессиональный (персональный) контроль 2.1. Личностно-профессиональный контроль - изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя. 2.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает: уровень знаний учителем современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя; уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения; результаты работы учителя и пути их достижения; повышение профессиональной квалификации через различные формы обучения. 2.3. При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право: знакомиться с рабочими программами, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы; изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение, анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций; проводить экспертизу педагогической деятельности; проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации; организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей; делать выводы и принимать управленческие решения. 2.4. Проверяемый педагогический работник имеет право: знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации; обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля. 2.5. По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка. 3. Тематический контроль. 3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы. 3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности и др. 3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда. 3.4. Темы контроля определяются в соответствии с планом развития школы, проблемноориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране. 3.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы. 3.6. В ходе тематического контроля: проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование) психологической, социологической, медицинской службами школы; осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации. 3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки. 3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседании педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений. 3.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся. 4. Классно-обобщающий контроль 4.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели. 4.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели. 4.3. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебновоспитательной работы в отдельном классе или классах: деятельность всех учителей; включение учащихся в познавательную деятельность; привития интересов к знаниям; стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении; сотрудничество учителя и учащихся; социально-психологический климат в классном коллективе. 4.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти. 4.5. Срок классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами. 4.6. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы. 4.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания. 5. Комплексный контроль 5.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе в целом или по конкретному вопросу. 5.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, руководителей методических объединений, творчески работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации. Для работы в составе данной группы администрация может привлекать лучших учителей других школ, инспекторов и методистов муниципального органа управления образованием, учѐных и преподавателей областных институтов повышения квалификации. 5.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой. 5.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки. 5.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до ее начала. 5.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором школы издается приказ и проводится педсовет или совещание при директоре. 5.7. При получении положительных результатов данный вопрос снимается с контроля.