«ПРИНЯТО» Протокол педагогического совета МОУ «Ломоносовская школа №3» от 28.08.2018г. №1 «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Ломоносовская школа №3» ___________ Т.А. Акатнова Приказ от 31.08.2018г. №293 Положение о профессиональной ориентации обучающихся МОУ «Ломоносовская школа №3» 1. Общие положения 1.1. Положение о профессиональной ориентации разработано в целях совершенствования и развития профессиональной ориентации учащихся в условиях предпрофильного и профильного обучения. 1.2.Профессиональная ориентация – это научно-обоснованная система психолого-педагогических и медицинских мероприятий по оказанию школьникам личностно-ориентированной помощи в выборе профессии и готовности к труду в условиях рынка. 1.3. Профессиональная ориентация проводится с 1 по 11 классы и является составной частью предпрофильного профильного обучения, решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения. 2.Основные направления и формы профориентационой работы 2.1. Система профориентационной работы включает следующие направления: профессиональное просвещение - ознакомление школьников с различными видами труда в обществе; разнообразием профессий, тенденциями их развития; требованиями предъявляемыми профессий к человеку; потребностями региона, поселка в кадрах; путями получения профессии; особенности трудоустройства; профессиональная диагностика – выявление профессионального – значимых свойств личности школьника (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений); профессиональная консультация – оказание индивидуальной помощи школьнику в выборе профессии. Профессиональная консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения школьника. 2.2. Основными формами и методами профориентационной работы являются: рассказы о профессиях, беседы, деловые игры, конференции, экскурсии на предприятия, организация кружков и клубов по интересам; встречи с представителями различных профессий; анкетирование, применение тестов (для диагностики профессиональных способностей обучающихся); проведение профориентационных уроков тематических вечеров, устных журналов и т.д. Выбор форм и методов работы зависит от возрастных индивидуальных особенностей учащихся и наличия необходимого материала. 2.3. В процессе преподавания учебных предметов можно выделить следующие формы работ по профориентации: профпросвещение в процессе изложения теоретического материала; расширение представлений о профессиях при выполнении практических заданий во время лабораторных занятий, в процессе решения задач; написание рефератов по предмету, в которых используется информация о профессиях, производстве; проведение экскурсий по предмету; использование элементов профориентационной работы во внеклассной работе. 3. Ранняя профилизация в основной школе как подготовка к учебе, жизни и труду 1 уровень: Разработка и внедрение программы предпрофильной подготовки, начиная с 5-6 класса (за счет часов внеурочной деятельности во второй половине дня): «Экономический букварь», «Компьютерная грамотность», «Русская словесность», «Математическая грамотность», «Читательская грамотность», «История родного края», «Технология проектной деятельности». 2 уровень: Модульное изучение курсов по выбору обучающихся 7-8 классов. Проектные мастерские по трем направлениям: Гуманитарный модуль - «Художественное слово», «По страницам истории», «Английский в фокусе», «Музыкальная гостиная»; Технический профиль – «Прикладная информатика», «Математика в квадрате», «Шахматы», «3D моделирование»; Естественнонаучный профиль – «Биология в вопросах и ответах», «Физическая лаборатория», «Химический практикум» деятельности»), «Экологический букварь». («Основы исследовательской 3 уровень: Предпрофильная подготовка в 9-х классах. Элективные курсы по предметам. Метапредметные умения и навыки. Профессиональное самоопределение, возможность изменения образовательного маршрута. Участие обучающихся 9-х классов в программе дополнительного образования «Профстандарт по определению выбора профессии». 4.Организация профориентационной работы 4.1. В организации профориентационной работы участвует весь педагогический коллектив; 4.2. Организация и проведение профориентационного характера; общешкольных 4.3.Организация профориентационной работы с родителями; 4.4. Изучение профессиональных планов школьников, мероприятий проведение профконсультаций с обучающимися 9-11 классов; 4.5. Работа совета профориентации проводится по плану, разработанному и утвержденному на год; 4.6. Изучение курса в 9 классе «Основы выбора профессии», «Трудовое законодательство»; 4.7. Профориентационная работа в классном коллективе осуществляется под руководством классного руководителя. К основным профориентационной работы классного руководителя относятся: направлениям всестороннее изучение личности учащегося (склонности, интересы, способности) родителями, с помощью анкетирования и систематически проводимого наблюдения, с заполнением профориентационной карты учащегося (класса); планирование профориентационной работы в классе на основе результатов диагностики. Проведение целенаправленной профориентационной работы во время классных часов; проведение анкетирования учащихся (2 раза в год) с целью выявления их жизненных планов; взаимодействие с педагогом-психологом, родителями при проведении профориентационной работы. 5. Оценка эффективности профориентационной работы 5.1. Результатам профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение личности школьника. Для определения уровня сформированности профессионального самоопределения можно выделить следующие критерии: достаточная информированность учащегося о профессии и путях ее получения; умение пользоваться информационными источниками (СМИ, справочниками и т.д.); умение ориентироваться на рынке труда; наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессии; сформированность у выпускников возможностями и способностям; самооценки адекватной личности наличие у учащегося обоснованного профессионального плана и программы самоподготовки; морально – волевая готовность к реализации намеченных перспектив.