Положение о профессиональной ориентации обучающихся

«ПРИНЯТО»
Протокол педагогического совета
МОУ «Ломоносовская школа №3»
от 28.08.2018г. №1

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «Ломоносовская школа
№3»
___________ Т.А. Акатнова
Приказ от 31.08.2018г. №293

Положение
о профессиональной ориентации обучающихся
МОУ «Ломоносовская школа №3»
1. Общие положения
1.1. Положение о профессиональной ориентации разработано в целях
совершенствования и развития профессиональной ориентации учащихся в
условиях предпрофильного и профильного обучения.
1.2.Профессиональная ориентация – это научно-обоснованная система
психолого-педагогических и медицинских мероприятий по оказанию школьникам
личностно-ориентированной помощи в выборе профессии и готовности к труду в
условиях рынка.
1.3. Профессиональная ориентация проводится с 1 по 11 классы и является
составной частью предпрофильного профильного обучения, решает одну из
важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального
самоопределения.
2.Основные направления и формы профориентационой работы
2.1. Система профориентационной работы включает следующие направления:
 профессиональное просвещение - ознакомление школьников с различными
видами труда в обществе; разнообразием профессий, тенденциями их развития;
требованиями предъявляемыми профессий к человеку; потребностями региона,
поселка в кадрах; путями получения профессии; особенности трудоустройства;
 профессиональная диагностика – выявление профессионального – значимых
свойств личности школьника (способностей, склонностей, интересов, ценностных

ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных
намерений);
 профессиональная консультация – оказание индивидуальной помощи
школьнику в выборе профессии. Профессиональная консультация выступает как
центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения
школьника.
2.2. Основными формами и методами профориентационной работы являются:
рассказы о профессиях, беседы, деловые игры, конференции, экскурсии на
предприятия,

организация

кружков

и

клубов

по

интересам;

встречи

с

представителями различных профессий; анкетирование, применение тестов (для
диагностики профессиональных способностей обучающихся); проведение
профориентационных уроков тематических вечеров, устных журналов и т.д. Выбор
форм и методов работы зависит от возрастных индивидуальных особенностей
учащихся и наличия необходимого материала.
2.3. В процессе преподавания учебных предметов можно выделить следующие
формы работ по профориентации:


профпросвещение в процессе изложения теоретического материала;

 расширение представлений о профессиях при выполнении практических
заданий во время лабораторных занятий, в процессе решения задач;


написание рефератов по предмету, в которых используется информация о

профессиях, производстве;


проведение экскурсий по предмету;



использование элементов профориентационной работы во внеклассной работе.

3. Ранняя профилизация в основной школе как подготовка к учебе, жизни
и труду
1 уровень: Разработка и внедрение программы
предпрофильной
подготовки, начиная с 5-6 класса (за счет часов внеурочной деятельности во
второй половине дня): «Экономический букварь», «Компьютерная грамотность»,
«Русская словесность»,
«Математическая грамотность»,
«Читательская
грамотность», «История родного края», «Технология проектной деятельности».
2 уровень: Модульное изучение курсов по выбору обучающихся 7-8 классов.
Проектные мастерские по трем направлениям:
Гуманитарный модуль - «Художественное слово»,
«По страницам истории»,
«Английский в фокусе», «Музыкальная гостиная»;
Технический профиль – «Прикладная информатика», «Математика в квадрате»,
«Шахматы», «3D моделирование»;

Естественнонаучный профиль – «Биология в вопросах и ответах», «Физическая
лаборатория», «Химический практикум»
деятельности»), «Экологический букварь».

(«Основы

исследовательской

3 уровень: Предпрофильная подготовка в 9-х классах. Элективные курсы по
предметам.
Метапредметные
умения
и
навыки.
Профессиональное
самоопределение, возможность изменения образовательного маршрута. Участие
обучающихся 9-х классов
в
программе дополнительного образования
«Профстандарт по определению выбора профессии».
4.Организация профориентационной работы
4.1. В организации профориентационной работы участвует весь педагогический
коллектив;
4.2.
Организация
и
проведение
профориентационного характера;

общешкольных

4.3.Организация профориентационной работы с родителями;
4.4.
Изучение
профессиональных
планов
школьников,

мероприятий

проведение

профконсультаций с обучающимися 9-11 классов;
4.5. Работа совета профориентации проводится по плану, разработанному и
утвержденному на год;
4.6. Изучение курса в 9 классе «Основы выбора профессии», «Трудовое
законодательство»;
4.7. Профориентационная работа в классном коллективе осуществляется под
руководством
классного
руководителя.
К
основным
профориентационной работы классного руководителя относятся:

направлениям

 всестороннее изучение личности учащегося (склонности, интересы,
способности) родителями, с помощью анкетирования и систематически
проводимого наблюдения, с заполнением профориентационной карты
учащегося (класса);
 планирование профориентационной работы в классе на основе результатов
диагностики. Проведение целенаправленной профориентационной работы во время
классных часов;
 проведение анкетирования учащихся (2 раза в год) с целью выявления их
жизненных планов;
 взаимодействие с педагогом-психологом, родителями при проведении
профориентационной работы.

5. Оценка эффективности профориентационной работы
5.1. Результатам профессиональной ориентации является профессиональное
самоопределение
личности
школьника.
Для
определения
уровня
сформированности профессионального самоопределения можно выделить
следующие критерии:

достаточная информированность учащегося о профессии и путях ее
получения;

умение

пользоваться

информационными

источниками

(СМИ,

справочниками и т.д.);

умение ориентироваться на рынке труда;
наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей,
связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессии;


сформированность у выпускников
возможностями и способностям;


самооценки

адекватной

личности

наличие у учащегося обоснованного профессионального плана и программы
самоподготовки;




морально – волевая готовность к реализации намеченных перспектив.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».