ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета школы Протокол № 1 от 26.08.2020 УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Ломоносовская школа №3» _________Т.А. Акатнова Приказ от 31.08.2020г. №418 Положение об организации воспитательной работы в школе 1.Общие положения 1.1. Данное положение разработано на основе Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального закона РФ от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями), Конвенции о правах ребенка, Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5063), в соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), и абзацем вторым пункта 30 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434. 1.2. Воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса школы. 1.3. Воспитательная работа направлена на достижение целей и решение задач деятельности школы, определенных ее Уставом. 2. Цели, задачи, приоритетные направления, участники воспитания Цели: 2.1. В основе процесса воспитания обучающихся школы заложена главная цель: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций.. 2.2. Задачи Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач: реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать тради ции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать актив ное участие классных сообществ в жизни школы; вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по шк ольным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование н а уроках интерактивных форм занятий с учащимися; инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уро вне классных сообществ; поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединен ий и организаций; организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитатель ный потенциал; организовывать профориентационную работу со школьниками; организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, на правленную на совместное решение проблем личностного развития детей. 2.3. Приоритетными направлениями воспитания являются: Духовно-нравственное, гражданско –патриотическое, общеинтеллектуальное и общекультурное, социально-нравственное, спортивно-оздоровительное. Воспитательная работа строится в соответствии с данными направлениями, имеет модульную структуру (10 модулей). 2.4. Воспитание осуществляется всеми участниками образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Центральной фигурой, координирующей воспитательную работу с учащимися, является классный руководитель. Он оказывает педагогическую поддержку родителям, взаимодействует с другими педагогами, администрацией школы по вопросам воспитания детей. Ученик является не только объектом, но и субъектом воспитания. Задача воспитателей создавать условия для самовоспитания ребѐнка, проявления личностной свободы в освоении им своей главной социальной роли человека. Организационную и методическую помощь классным руководителям оказывают заместитель директора по воспитательной работе. 2.4. Методическая помощь классным руководителям Повышение профессионализма педагогов осуществляется через деятельность школьного методического объединения (ШМО) классных руководителей, которое осуществляет следующие функции: -организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности школы; -координирует воспитательную работу классных руководителей; -определяет стратегические направления воспитательной работы школы; -организует изучение и освоение современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы; -обсуждает социально-педагогические проблемы деятельности классных руководителей; -обсуждает материалы по обобщению передового педагогического опыта. Основными формами работы ШМО являются семинары, обобщение опыта работы, повышение квалификации классных руководителей. 3. Психолого-педагогическое изучение личности школьника Классный руководитель изучает динамику личностного развития учащихся, их воспитанности, межличностные отношения в классе, ведѐт записи наблюдений по отдельным учащимся. Ежегодно заполняется социальный паспорт семей учащихся. Используются различные методы изучения воспитательных возможностей семьи (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование). Диагностика является основой для составления плана воспитательной работы классного руководителя на учебный год, его коррекции по итогам учебной четверти. 4. Организация ученического самоуправления. Развитие коммуникативных качеств Ученическое самоуправление выстраивается на двух уровнях: классном и общешкольном. В 1-4 классах идѐт подготовка к участию в ученическом самоуправлении. В 5-9 классах ученическое самоуправление осуществляется через временные советы дела. В повседневной деятельности ученическое самоуправление в 1-9 классах проявляется: - в планировании деятельности коллектива учащихся, в организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений; - в защите интересов, прав школьников; в разработке школьных положений, касающихся жизни ученического коллектива. Основные принципы ученического самоуправления – равноправие; выборность; обновляемость; открытость и гласность; демократия и законность. 5. Воспитание черт характера, духовно-нравственное воспитание Воспитание черт характера, нравственное воспитание осуществляется через индивидуальную работу с учащимися, через внеклассные групповые и коллективные воспитательные мероприятия. 6. Организация взаимодействия школы с семьей Взаимодействие школы с семьей строится на основе положения о взаимодействии школы с родителями или законными представителями обучающихся, в котором определяются права и обязанности сторон. Работа школы с родителями включает следующие блоки: - психолого-педагогическая диагностика семьи; - повышение психолого-педагогических знаний родителей; - вовлечение родителей в УВП; - участие родителей в управлении школой; - контроль за воспитанием и содержанием детей в социально неблагополучных семьях. 7 Формирование здорового образа жизни, жизненных навыков В школе разработана программа, направленная на объединение усилий семьи, школы, социума по сохранению и укреплению здоровья детей. Реализация программы предполагает формирование культуры здоровья и обучение навыкам здорового образа жизни (ЗОЖ) учащихся, обеспечение активной адаптации личности к жизни в современном обществе. 8. Развитие творческих способностей Развитию творческих способностей, интересов, социальному и профессиональному самоопределению учащихся способствует система внеурочной деятельности, которая представлена разными формами (кружками и секциями и т.д.), внеклассная работа, общешкольные мероприятия, районные и областные смотры и конкурсы. 9. Классный руководитель, его роль в воспитательной работе школы 1. Классный руководитель – педагог школы, назначаемый и освобождаемый от должности приказом директора школы. Классным руководителем в 1-4 классах является учитель начальных классов, в 5-9 классах учитель, как правило преподающий свой учебный предмет в данном классе. На период отпуска или временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на другого учителя, не имеющего классного руководства. 2. Назначение, функции, направления, содержание и формы деятельности классного руководителя. Основное назначение классного руководителя – обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей. Классный руководитель выполняет следующие функции: аналитическую, контролирующую, координирующую, коммуникативную. Направления деятельности классного руководителя: - индивидуальная работа с учащимися своего класса; - работа с коллективом класса; - взаимодействие с участниками УВП (учителя-предметники, администрация); -деятельность по сохранению и укреплению здоровья; -работа с семьями учащихся. -Работа классного руководителя строится на основе анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностноориентированного подхода. Также он принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных отношений. Формы работы могут быть разнообразными в соответствии с возрастными особенностями детей, поставленными воспитательными задачами, однако они не должны наносить физический и моральный ущерб ребенку, нарушать его права, унижать его личное достоинство, не должны вступать в противоречие с общешкольной воспитательной политикой. Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагогов и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные нравственные проблемы. 3. Организация деятельности классного руководителя. Организует и контролирует работу классного руководителя заместитель директора по воспитательной работе. Администрация школы создает необходимые условия для работы классного руководителя: материально-техническое и методическое обеспечение организуемого воспитательного процесса, повышение квалификации и профессионального мастерства в стенах школы. 4. Права классного руководителя Классный руководитель имеет право: -получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей; -приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу с целью координации воспитательной политики; -участвовать в работе органов школьного самоуправления; -выходить с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, защищать интересы своего класса, его учащихся; -вести экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности и по согласованию с администрацией; -выбирать формы и методы воспитания; -обращаться в органы самоуправления (педсовет, МО классных руководителей) в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе; -присутствовать на уроках или мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе по взаимному согласованию; -получать от учителей-предметников информацию об организации УВП в классе и учебе отдельных учащихся; -переносить время проведения классного часа по согласованию с администрацией; -использовать право на защиту профессиональной чести и достоинства. 5.Обязанности классного руководителя Классный руководитель выполняет следующие обязанности: - изучает особенности учащихся, их семьи, ведет записи наблюдений; изучает воспитательное влияние окружающей среды на учащихся класса; - составляет план воспитательной работы с классом на год и строит свою деятельность в соответствии с ним; - проводит ежедневно индивидуальную работу с учащимися по вопросам их обучения и воспитания; контролирует состояние их внешнего вида, соблюдение ими санитарногигиенических норм, правил ТБ, Устава школы; - проводит (не менее одного раза в месяц) классное мероприятие (час общения), еженедельно классный час, классное собрание не менее одного раза в четверть; участвует в подготовке и проведении общешкольных мероприятий; - проводит работу по профилактике правонарушений, по профориентации, по формированию здорового образа жизни; - содействует направленному формированию личности, развитию познавательных интересов, расширению кругозора учащихся, сохранению и укреплению здоровья учащихся; - проводит индивидуальную и групповую работу с родителями по вопросам воспитания и обучения детей; посещает неблагополучные семьи на дому и вызывает родителей, стоящих на ВШК, в школу ежемесячно, составляет необходимую документацию по работе с этими семьями; - готовит и проводит родительское собрание не менее одного раза в четверть; - организует генеральную уборку (один раз в месяц) закрепленного кабинета учащимися своего класса; - ведет классный журнал согласно школьному положению; - проверяет дневники учащихся (1-9 кл.) еженедельно; проводит инструктаж по ТБ; - ведет личные дела учащихся в соответствии с положением; оформляет необходимую документацию для выпускников 9 классов (аттестаты, характеристики, справки и т.д.), составляет характеристики на учащихся, их семьи по запросу государственных и муниципальных органов; - знакомит учащихся и их родителей с Уставом школы и другими локальными актами; - контролирует посещаемость учебных занятий, кружков учащимися класса; - посещает уроки учителей-предметников, преподающих в классе (не менее 2-3 уроков в месяц) - готовит отчетность по успеваемости и уровню воспитанности учащихся по требованию администрации школы; - участвует в работе методического объединения классных руководителей; - повышает свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания; - знает Закон РФ и УР «Об образовании», Конвенцию о правах ребенка, Устав школы, правила внутреннего распорядка и другие локальные акты, принятые в ОУ. 6.Ответственность Классный руководитель несет дисциплинарную ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и не использование прав, предусмотренных данным положением. 7. Требования к составлению плана воспитательной работы в классе Воспитательные программы должны соответствовать единым требованиям к оформлению и содержать следующие разделы: 1) Пояснительная записка 2) Циклограмма работы классного руководителя 3) Список класса 4) Характеристика класса 5) План мероприятий 6) Информация о занятости учащихся во внеурочной деятельности 7) Работа с одаренными детьми 8) Индивидуальная работа с учащимися 9) Состав родительского комитета (класса, школы) 10) Тематика родительских собраний 11) Социальный паспорт класса 12) Работа с родителями 13) Участие в конкурсах, предметных олимпиадах 14) Анализ воспитательной работы 10 Содержание, формы и методы воспитательной работы при проведении общешкольных дел 1.Содержание воспитательной работы включает в себя следующие компоненты: - воспитание в процессе обучения; - стиль, тон отношений в школьном коллективе, морально- психологический климат; - внеурочная (внеучебная) деятельность. 2.Отбор содержания, форм и методов воспитательной работы определяется моделями выпускников ступеней обучения, механизмом их реализации, локальными актами, в том числе данным положением, Уставом школы, планом школы, планом классного руководителя на учебный год. 3.Воспитание в процессе обучения осуществляется через отбор содержания для урока, организацию деятельности учащихся на уроке, влияние личности учителя на школьников. Координация воспитательной деятельности учителей предметников осуществляется на заседаниях школьных методических объединений. Воспитание в процессе обучения ведется с учетом личностных особенностей учащихся, их учебной мотивации. 4. Внеурочная воспитательная осуществляется на трех уровнях: внеурочная воспитательная деятельность в классе, внеурочная воспитательная деятельность в школе, внешкольная воспитательная деятельность. Внеурочная воспитательная деятельность в классе осуществляется классным руководителем в соответствии с планом воспитательной работы с классом на год, утвержденным директором школы, его должностной инструкцией. Внеурочная воспитательная деятельность в школе организуется заместителем директора по учебно-воспитательной работе, педагогом в соответствии с планом воспитательной работы школы на год, утвержденным директором школы, их должностными инструкциями. Внешкольная воспитательная деятельность осуществляется педагогами учреждений дополнительного образования, социальными институтами города, которые согласуют проведение совместных мероприятий с привлечением учащихся школы с администрацией школы. 9. Оценка воспитательной работы осуществляется в конце года по следующим направлениям деятельности в соответствии с модулями: качество проводимых общешкольных ключевых дел; качество совместной деятельности классных руководителей и их классов; качество организуемой в школе внеурочной деятельности; качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; качество существующего в школе ученического самоуправления; качество функционирующих на базе школы детских общественных объединений; качество проводимых в школе экскурсий, походов; качество профориентационной работы школы; качество работы школьных медиа; качество организации предметно-эстетической среды школы; качество взаимодействия школы и семей школьников.