Положение о наставничестве

Принято на заседании
Педагогического совета МОУ
«Ломоносовская школа №3»
Протокол от 26.08.2020 № 1

Утверждено
Приказом директора от31.08.2020 № 418
_________Т.А. Акатнова

ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
МОУ «ЛОМОНОСОВСКАЯ ШКОЛА №3»

1. Общие положения.
1.1. Школьное наставничество – разновидность индивидуальной воспитательной работы с
впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической
деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на
должность, по которой они не имеют опыта работы. Наставник – опытный учитель,
обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в
области методики преподавания и воспитания. Молодой специалист – начинающий
учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза,
проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и
умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством
наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную
работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и
умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и
всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной
специализации и методики преподавания.
1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее
Положение, другие нормативные акты Минобрнауки России, регламентирующие вопросы
профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание
помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в
школе кадрового ядра.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
 привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и
закрепление учителей в образовательном учреждении;
 ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по
занимаемой должности;
 адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и
правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого
отношения к выполнению обязанностей учителя.
3. Организационные основы наставничества.
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы
по учебно-воспитательной (методической) работе и председатели методических
объединений, в которых организуется наставничество.
3.3. Председатель методического объедения подбирает наставника из наиболее
подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки,
коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и
методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт,
способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление
о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не
менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету. Наставник должен

обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более
двух подшефных.
3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического
объединения, согласовываются с заместителем директора по методической работе и
утверждаются на заседании Методического совета.
3.5. Основанием для утверждения наставника является выписка из заседания
методического объединения, согласованная с заместителем директора по методической
работе. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого
наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации
Методического совета приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как
правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
Приказ о закреплении наставника издается не позднее одного месяца с момента
назначения молодого специалиста на определенную должность.
3.6.Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников
образовательного учреждения:
 впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
 выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими
в образовательное учреждение по распределению;
 выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений,
завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
 учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных
обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения
новыми практическими навыками;
 учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в
определенном классе (по определенной тематике).
3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
 увольнения наставника;
 перевода на другую работу подшефного или наставника;
 привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
 психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей
и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на
промежуточном и итоговом контроле.
3.9. Для мотивации деятельности наставнику устанавливается надбавка к заработной
плате из стимулирующего фонда образовательного учреждения. За успешную
многолетнюю работу наставник отмечается директором ОУ по действующей системе
поощрения вплоть до представления к почетным званиям.
4. Обязанности наставника:
 знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой
должности;

 разработать совместно с молодым специалистом план профессионального становления
последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической,
методической и профессиональной подготовки по предмету;
 изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к
проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителем, увлечения,
наклонности, круг досугового общения;
 знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов,
кабинетов, служебных и бытовых помещений;
 вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к учителю – предметнику, правилами внутреннего трудового
распорядка, охраны труда и техники безопасности);
 проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное
проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
 разрабатывать совместное с молодым специалистом План профессионального
становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
 оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической
профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий,
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
 личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
 участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
 вести дневник работы наставника и периодически докладывать председателю
методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его
труда;  подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять
отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с
предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Права наставника:
 с согласия заместителя директора по УВР (МР, председателя методического
объединения) подключить для дополнительного обучения молодого специалиста других
сотрудников ОУ;
 требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной
форме.
6. Обязанности молодого специалиста.
6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на
заседании МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и
утверждается приказом директора ОУ.
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
 изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную
деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные
обязанности по занимаемой должности;
 выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

 постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
 учится у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;
 совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
 периодически отчитываться о своей работе перед наставником и председателем
методического объединения.
7. Права молодого специалиста.
Молодой специалист имеет право:
 вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством;
 защищать профессиональную честь и достоинство;
 знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения;
 посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической
деятельностью;
 повышать квалификацию удобным для себя способом;
 Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе
адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с
нарушением норм профессиональной этики;
 требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за
исключением случаев, предусмотренных законом.
8. Руководство работой наставника.
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на
заместителя директора ОУ по учебно-воспитательной (методической) работе.
8.2. Заместитель директора ОУ по УВР (МР) обязан:
 представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о
закреплении за ним наставника;
 создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
 посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые
наставником и молодым специалистом;
 организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
 изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества
в образовательном учреждении;
 определить меры поощрения наставников.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми
специалистами несут председатели методических объединений. Председатель
методического объединения обязан:
 рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы
наставника;
 провести инструктаж наставников и молодых специалистов;

 обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в
соответствии с настоящим Положением;
 осуществлять систематический контроль работы наставника;
 заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого
специалиста и наставника и представить их заместителю ОУ по УВР (МР).
9.
Документы,
регламентирующие
наставничество.
9.1.
К
документам,
регламентирующим деятельность наставников, относятся:
 настоящее Положение;
 приказ директора ОУ об организации наставничества;
 планы работы педагогического, научно – методического совета, методических
объединений;
 протокол заседаний педагогического, научно – методического совета, методических
объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;
 методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по
наставничеству;
 переписка по вопросам деятельности наставников.
9. Срок действия Положения
9.1. Срок действия данного положения не ограничен.
9.2. При изменении нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность
муниципальных органов управления образования, в положение вносятся изменения в
соответствии с установленным порядком


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».