Положение о внеурочной деятельности

ПРИНЯТО
Решением педагогического
совета МОУ «Ломоносовская
школа №3»
Протокол №01 от 30.08.2021

СОГЛАСОВАНО
на заседании Управляющего
совета МОУ «Ломоносовская
школа №3»
Протокол №01 от 23.08.2021

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МОУ
«Ломоносовская школа
№3» от 31.08.2021 №382

ПОЛОЖЕНИЕ
о внеурочной деятельности обучающихся, осваивающих
федеральный государственный стандарт начального общего,
основного общего и среднего общего образования

1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение о внеурочной деятельности обучающихся
МОУ
«Ломоносовская школа №3» (далее – Образовательная организация), осваивающих ФГОС
НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО (далее по тексту - Положение) разработано на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 г. N 373;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 "О
направлении методических рекомендаций";
- Приказа Министерства просвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования";
- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
- Устава МОУ «Ломоносовская школа №3»;
- «Положения о портфолио обучающихся»;
- «Положения об электронном обучении и использовании дистанционных
образовательных технологий при реализации основных образовательных программ
начального общего, основного общего образования».
1.2. Основная образовательная программа начального общего, основного общего
образования реализуется Образовательной организацией через организацию урочной и
внеурочной деятельности.
1.3. Внеурочная деятельность обучающихся образовательная деятельность обучающихся,
осуществляемая в формах отличных от классно-урочной, и направленная на достижение
планируемых результатов основных и адаптированных образовательных программ
начального общего, основного общего образования.
1.4. Содержание занятий внеурочной деятельности обучающихся формируется с учетом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путем анкетирования
обучающихся и родителей (законных представителей).
1.5. При организации внеурочной деятельности обучающихся Образовательной
организацией могут использоваться возможности учреждений дополнительного
образования, культуры, спорта.
1.6. Изменения в Положение могут быть внесены только с учѐтом мнения Управляющего
и педагогического совета.
2. Основные цели и задачи
2.1. Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком
планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет
расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит
образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.

2.2. Внеурочная деятельность обучающихся направлена на реализацию образовательных
потребностей обучающихся, особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ,
путем предоставления выбора широкого спектра форм и видов образовательной
деятельности.
2.3. Задачи внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных
образовательных интересов, потребностей и склонностей обучающихся, ориентирует на
приобретение образовательных результатов и направлена на решение следующих задач:
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной
деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении
деятельности;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений, навыков;
- развитие опыта общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок взаимодействия с социумом.
3. Направления, формы, виды и форматы организации внеурочной деятельности
обучающихся
3.1. Внеурочная деятельность обучающихся может быть организована:
по
направлениям:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное;
- по видам: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое
общение), проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное
творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность), техническое
творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная
деятельность, туристско-краеведческая деятельность;
-в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, занятия,
поисковые исследования и др. через организацию деятельности обучающегося во
взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
3.2. Внеурочная деятельность обучающихся организована в форматах курса внеурочной
деятельности.
3.2.1. Курс внеурочной деятельности – система занятий, разработанная в соответствии с
требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО; оформленная в рабочую программу совокупность
дидактических единиц, связанных едиными целями, задачами, планируемыми
результатами, формами и методами организации педагогического взаимодействия с
обучающимися.
3.2.2. Курс внеурочной деятельности реализуется:
- в соответствии с рабочей программой и годовым календарно-тематическим
планированием;
- по специально разработанному расписанию, утвержденному руководителем
Образовательной организации;
- с обучающимися одного класса, за исключением запланированных в рамках курса
мероприятий, направленных на презентацию творческих работ, проектов, достижений

обучающихся, которые могут проводится в формах фестивалей, конкурсов, олимпиад,
концертов и пр. в параллели, на уровне образования или в формате общешкольных
мероприятий.
3.2.3. Курс внеурочной деятельности может быть построен:
по линейному принципу, в рамках одного направления внеурочной деятельности;
по модульному принципу, в рамках нескольких направлений внеурочной деятельности.
Главными особенностями курса внеурочной деятельности, построенному по модульному
принципу, являются его комплексность, реализация на двух или трех уровнях образования
и спиральный способ расположения материала, который ежегодно расширяется и
уточняется в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
3.2.4. Объем (часы) реализуемой рабочей программы по курсу внеурочной деятельности
входит в учебную нагрузку педагогического работника.
3.2.5. Проведение занятий курса внеурочной деятельности фиксируется в электронном
журнале.
4. Требования к организации внеурочной деятельности обучающихся
4.1. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ
курсов внеурочной деятельности, рабочей программы воспитания.
4.2. Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом
основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в
содержательный раздел основной образовательной программы.
4.3. Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются Образовательный
организацией самостоятельно на основе требований федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования с учетом соответствующих примерных
основных образовательных программ.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
- планируемые результаты внеурочной деятельности;
- содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов
деятельности;
-тематическое планирование.
4.4. ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной
деятельности в зависимости от уровня общего образования:
- до 1 350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования;
- до 1 750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования;
- до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования.
4.5. Объем часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой,
которая утверждается образовательной организацией с учетом запросов семей, интересов
обучающихся и возможностей общеобразовательной организации.
4.6. ФГОС для обучающихся с ОВЗ определено недельное распределение часов
внеурочной деятельности (10 часов в неделю):
- не более 5 часов в неделю для реализации направлений внеурочной деятельности;
- не менее 5 часов в неделю на коррекционно-развивающую область.
4.6. Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному
принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а
также с использованием дистанционных образовательных технологий.
4.7. Формы реализации внеурочной деятельности Образовательная организация
определяет самостоятельно.
4.8. Оптимальная продолжительность занятий внеурочной деятельности обучающихся
составляет 35 минут в первом классе, 40 минут во втором-восьмых классах.
4.9. Между началом занятий по внеурочной деятельностью и последним уроком
организуется перерыв:
в 1 – 4 классах вне работы группы продленного дня – 30 минут; при организации работы

группы продленного дня – не менее 1,5 часов, включая прогулку не менее 1 часа и
питание обучающихся;
в 5 – 9 классах – 30 минут.
4.10. Перемена между занятиями внеурочной деятельности продолжительностью не менее
10 минут.
4.11. Наполняемость групп не менее 12 и не более 25 человек, для детей с ОВЗ не менее 6
и не более 20 человек.
4.12. Обучающиеся в форме обучения на дому могут посещать занятия курсов внеурочной
деятельности в рамках одной параллели, в случае отсутствия медицинских
противопоказаний. В связи с увеличением учебной нагрузки допуск к занятиям
внеурочной деятельности данной категории детей осуществляется на основании
медицинской справки об отсутствии противопоказаний.
4.13. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается
формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня
образования.
4.14. Реализация курсов внеурочной деятельности происходит в соответствии с
утвержденным ежегодным планом внеурочной деятельности по утвержденному
расписанию.
4.15. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ,
имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью
максимального удовлетворения потребностей обучающихся во внеурочной деятельности,
ее дифференциации и индивидуализации.
4.16. Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения
неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфеля
достижений обучающегося в целях определения эффективности воспитательной
деятельности.
4.17. Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к
внеурочной деятельности обучающихся, в том числе утвержденным СанПиН.
4.18. Выбор форм внеурочной деятельности обучающихся должен опираться на гарантию
достижения результата определенного уровня. При разработке программы необходимо
выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого.
5. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса
5.1. Администрация Образовательной организации организует:
- процесс разработки, рецензирования и утверждения программ внеурочной деятельности
обучающихся;
-контроль выполнения программ внеурочной деятельности обучающихся;
-контроль ведения журналов внеурочной деятельности;
-мониторинговые исследования планирования и реализации внеурочной деятельности.
5.2. Классные руководители Образовательной организации:
- в своей работе руководствуются Положением о классном руководстве, должностной
инструкцией классного руководителя;
- осуществляют контроль посещаемости обучающимися занятий внеурочной
деятельности.
5.3.Деятельность
преподавателей
внеурочной
деятельности
обучающихся
регламентируется Уставом Образовательной организации, Правилами внутреннего
распорядка, локальными актами Образовательной организации, должностными
инструкциями.
5.4. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за
посещение обучающимися занятий внеурочной деятельности.

6. Организация управления
6.1. Контроль проведения занятий внеурочной деятельности обучающихся осуществляет
заместитель директора по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному
директором МОУ «Ломоносовская школа №3», по следующим направлениям: оценка
содержания и качества программ внеурочной деятельности, организация проведения
занятий внеурочной деятельности, система оценивания достижения планируемых
результатов.
7. Типы образовательных программ курсов внеурочной деятельности обучающихся
7.1. В определении содержания программ Образовательная организация руководствуется
педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности
обучающихся и их родителей (законных представителей).
7.2. Комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход
от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в
различных видах внеурочной деятельности.
7.3. Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных
результатов в определенном проблемном поле, и используются при этом возможности
различных видов внеурочной деятельности.
7.4. Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов
определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.), могут
иметь возрастную привязку, например: первый класс - первый уровень, второй-третий
классы – второй уровень, четвертый класс - третий уровень.
7.5. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и другие.
7.6. Возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными
критериями: для младших школьников и др.
7.7. Индивидуальные образовательные программы для обучающихся - программы для
детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.
8 Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации
внеурочной деятельности обучающихся
8.1. При организации внеурочной деятельности обучающихся Образовательной
организацией могут использоваться возможности учреждений дополнительного
образования, культуры, спорта на основе договора о совместной деятельности.
8.2. Механизмы интеграции:
- разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций,
направленных на решение воспитательных задач;
кооперация ресурсов обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми,
информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
- предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
- взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
- совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
9. Классификация результатов внеурочной деятельности
9.1. Первый уровень результатов внеурочной деятельности включает приобретение
обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни.
9.2. Второй уровень результатов внеурочной деятельности включает получение
обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного
отношения к социальным реальностям в целом.

9.3. Третий уровень результатов внеурочной деятельности включает получение
обучающимся опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за
пределами дружественной среды образовательного учреждения, где не обязателен
положительный настрой.
10. Оценка качества и утверждения программы внеурочной деятельности обучающихся
10.1. Использование программ внеурочной деятельности обучающихся предполагает
проведение следующих процедур:
- согласование программ Методическими объединениями;
- внутреннее рецензирование;
- рассмотрение программы внеурочной деятельности Педагогическим советом
Образовательной организации;
- утверждение директором Образовательной организации;
- допускается рецензирование внешним экспертом, если программа авторская.
10.2. В ходе внутреннего рецензирования оценивается уровень воспитательного
результата, мотивирующий и развивающий потенциал программы, формальная структура
программы.
10.3. Внутреннее рецензирование проводят учителя образовательного учреждения высшей
квалификационной категории.
11. Требования к структуре программы внеурочной деятельности
11.1. Программа внеурочной деятельности обучающихся включает в себя следующие
обязательные разделы:
- титульный лист;
- планируемые результаты;
- основное содержание;
- календарно-тематический план;
11.2. Титульный лист содержит:
наименование образовательного учреждения;
наименование программы внеурочной деятельности обучающихся;
гриф утверждения программы (дата, должность и Ф. И. О. руководителя, утвердившего
программу).
11.3. Содержание программы отражает динамику становления и развития интересов
обучающихся от увлеченности до компетентностного самоопределения.
11.4. Календарно-тематический план составлен в виде таблицы, где отражено название
темы, количество часов, отводимых на теоретические и практические занятия.
12. Этапы организации внеурочной деятельности
12.1. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основных
образовательных программ начального и основного общего образования определяет
Образовательная организация.
12.2. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе
направлений и форм внеурочной деятельности.
12.3. Набор модулей программы внеурочной деятельности обучающихся для класса или
параллели определяется в конце учебного года.
12.4. Предварительный выбор курсов обучающимися производится во втором полугодии
на основе анкетирования.
12.5. Повторное анкетирование проводится в начале учебного года.
12.6. Для обучающихся первых классов набор модулей программы внеурочной
деятельности предлагается на родительском собрании в апреле.
12.7. В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности.

13. Делопроизводство
3.1. Фиксирование проведенных занятий курсов внеурочной деятельности, их содержания,
посещаемости обучающихся производится в электронном журнале внеурочной
деятельности.
13.2. Журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо
соблюдать правила оформления классных журналов.
14. Заключительные положения
14.1. Настоящее Положение о внеурочной деятельности обучающихся, осваивающих
федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО),
основного общего (ФГОС ООО) образования, является локальным нормативным актом
МОУ «Ломоносовская школа №3».
14.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
14.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».